Форум » De minimis non curat lex » Образование » Ответить

Образование

Меркуцио: Учителя, школы, университеты. Учебники и методология.

Ответов - 23, стр: 1 2 All

Nero: При исследовании вопроса истории итальянских университетов неоценимую помощь нам окажут труды историка В.И. Рутенбурга, который изучает университет во взаимодействии и тесной связи с городами, в которых они функционируют. http://gendocs.ru/v32509/курсовая_работа_-_история_средневековых_университетов_в_отечественной_историографии Специфика итальянских университетов, по утверждению исследователя, вытекает из особенностей итальянского феодализма. Рост и укрепление городских коммун, образование городов-государств, широкая средиземноморская и общеевропейская торговля, развитие мануфактур, переход земли в собственность горожан и городских коммун – все это требовало юридического обоснования. Эта динамичная социально-экономическая и политическая обстановка привела к появлению наряду с монастырскими муниципальных городских школ, а затем и созданию университетов. Итальянские университеты, как и зарубежные, также брались под папское и монаршее покровительство. В 1361 году Перуджинский университет получил права от Карла VI, воспользовавшись его пребыванием в Италии. К Карлу VI в Пизу коммуна Перуджи направила посольство во главе с Бартоло да Сассоферрато. Университет получил все права studium generale4. А Болонский университет получил свои привилегии от Фридриха Барбароссы. Вот цитата из его грамоты ученикам и учителям болонских школ: «…мы постановили,…чтобы никто не осмеливался задерживать школяров с целью нанесения им какой-либо обиды и чтобы никто не причинял им убытка из-за долга другого лица. Если же кто-либо пожелает возбудить иск по какому-либо делу, разбирательство должно происходить по свободному выбору школяра».

Nero: Создание университетов по инициативе коммуны было достаточно распространенным явлением в Италии. Так была образована высшая школа в Сиене. 18 июня 1275 года Общий совет Сиенской коммуны постановил открыть в городе высшую школу для обучения гуманитарным наукам. Вскоре коммунальные власти объявили набор школяров (scolari, studenti) и пригласили лекторов (dottori, maestri) . В 1275 году коммунальные власти устанавливают размеры оплаты за преподавание и вырабатывают условия обучения. Подобная практика встречается и в других коммунах2. Город освобождал магистров и школяров от любых налогов, обеспечивал им проживание в городских домах на льготных условиях. В то же время и преподаватели, и студенты практически могли пользоваться многими правами граждан этого города, вплоть до участия представителей университетов в советах коммуны3. Главной причиной всех вышеперечисленных действий была экономическая заинтересованность города в высших школах. Последствия такого сотрудничества были выгодны для каждой стороны. Обратимся к примеру Болоньи. Вот свидетельство современника: «Огромное количество школяров, достаточно богатых… изменяли лицо города, весь тон его жизни, вносили своего рода хозяйственный переворот. Город был полон деньгами и получал выгоды от продажи товаров этим чужеземцам. Появились новые формы городской культуры, не без наличия роскоши. Город из римского поселения менее чем за два века превратился в крупный центр». В решении Большого совета болонской коммуны подчеркивалось, что наличие университета повышает ее политический престиж.

Nero: Коммунальные власти систематически рассматривали вопросы, связанные с делами университетов в Большом, Малом советах, креденце ректоров цехов, так как университет в уставах коммуны рассматривался как одна из корпораций в системе городских цехов. Во всех советах коммуны были представители университетов, а в совете приоров принимали участие уполномоченные по делам высших школ – мудрые (savii). Но неизменно возникали противоречия, которые приводили к обострению отношений. В результате конфликтов болонские профессора и школяры уходили в Виченцу, Ареццо и другие города. Но уход из Болоньи был лишь мерой для восстановления обычного состояния. Эти столкновения не имели какого-либо принципиального антикоммунального направления, а скорее касались вопросов престижа. Университеты итальянских коммун готовили юристов, медиков, официальных светских и церковных чтецов, должностных лиц для государственных учреждений городов Италии и других стран.




полная версия страницы