Форум » De minimis non curat lex » Медицина » Ответить

Медицина

Рафаэле Риарио: Выдержки из книги Светланы Марчуковой «Медицина в зеркале истории». Глава 10. «Медицина эпохи Возрождения».

Ответов - 32, стр: 1 2 All

Рафаэле Риарио: Распространение медицинских знаний в эпоху книгопечатания К XV в. в Европе было более 40 университетов, многие из них имели медицинские факультеты. Характер эпохи требовал всестороннего, энциклопедического подхода ко всем явлениям жизни и природы. Врачи занимались математикой для того, чтобы знать астрологию и понимать влияние небесных тел на здоровье человека; изучали греческий, латынь и арабский языки для чтения медицинских трактатов, книг по зоологии, ботанике и алхимии, которая добавляла новые средства к уже известным медикаментам. С появлением книгопечатания античные медицинские тексты приобрели вторую жизнь в иллюстрированных изданиях. В Венеции, Страсбурге, Париже, Риме, Базеле и других городах работали типографии. В то время, как в средние века собрание в 500-1000 рукописей считалось большой редкостью, коллекции рукописей в эпоху Возрождения послужили основой для библиотек, насчитывавших несколько тысяч свитков и кодексов. Наиболее известные из них — библиотека венгерского короля Матфея Корвина (1443-1490) «Корвиниана», флорентийская «Лауренциана», библиотека св. Марка в Венеции, библиотека Ватикана, в которой доктор медицины, будущий великий астроном Николай Коперник (1473-1543) читал произведения античных авторов. В XV-XVI столетиях стали известны греческие рукописи Галена, которые существовали ранее только в арабских переводах. Еще большее значение имело открытие греческого оригинала «Гиппократова сборника». Кроме того, были извлечены из забытья труды Корнелия Цельса. Его энциклопедический труд «О медицине», популярный у римских врачей, был найден в 1443 г. священником церкви св. Амвросия, будущим папой римским Николаем V. После первого издания во Флоренции в 1478 г. сочинение Цельса переиздавалось десятки раз и стало классикой медицинской литературы. Труды Плиния, Галена, Мондино и других известных авторов, различные трактаты о чуме, популярные книги о лекарственных растениях неоднократно переиздавались в XV-XVI вв. Они часто иллюстрировались прекрасными миниатюрами. Полное издание сочинений Гиппократа на латинском языке появилось в 1525 г., на греческом — в 1526. Греческое издание Галена вышло в Венеции в 1490 г. Книгопечатание, сделавшее возможным получение сотен экземпляров относительно дешевых книг, оказало большое влияние на развитие медицины. В число первых научных медицинских изданий вошли «Естественная история» Плиния и «Антидотарий», составленный врачами медицинской школы Салерно. Первым популярным печатным сочинением медицинского характера был ежемесячный календарь кровопусканий и приема слабительных средств. Календарь имел большой успех не только у врачей, но и у широкой публики: во второй половине XV в. его переиздавали более 200 раз. Искусство кровопусканий и использование кровососных банок, известных еще в античном мире, играло большую роль в медицине эпохи Возрождения. : Кровопускание было популярным методом лечения, поскольку, во-первых, имело теоретическую основу в гуморальной теории, изложенной в классических медицинских сочинениях Гиппократа, и во-вторых, потому, что Гален уделял ему большое внимание, считая одним из самых важных лечебных средств. В частности, болезни мозга он делил на две группы: происходящие от малокровия и от полнокровия. Первые, по его мнению, вызывали конвульсии и паралич, вторые — апоплексию. Гален оставил множество конкретных указаний о производстве кровопусканий, которые нашли продолжение и развитие в медицинской школе Салерно. В эпоху позднего средневековья и Возрождения распространилось кровопускание с помощью пиявок. Античные сочинения упоминают о пиявках лишь тогда, когда предупреждают об опасной возможности случайно проглотить их с водой из открытых водоемов. Гирудотерапия (от лат. «hirudo» — пиявка) находит широкое применение и в современной медицине.

Рафаэле Риарио: Учение о заразных заболеваниях Эпидемии в XV- XVII вв. были такими же частыми и внезапными, как и в эпоху средневековья, и повсюду вызывали панику и страх. Большинство заразных болезней с тяжелыми кожными поражениями называли чумой. Салфетка или губка, пропитанная уксусом, была обычным для того времени дезинфицирующим средством. Торговцы, проходя через зачумленную деревню, оставляли ее жителям продукты в обмен на монеты, опущенные в заполненное специально выдолбленное углубление в камне. Такие камни ставили вдоль дороги во время эпидемий. Причины эпидемий не были известны, их связывали с землетрясениями, заразными испарениями, порожденными подземным гниением, с ядовитыми извержениями вулканов, но главным образом — с особым положением звезд и планет, с появлением комет и затмений. Предсказание эпидемий было одной из основных целей астрологических прогнозов. Их составлением занимались выдающиеся математики и астрономы, в числе которых — Иоганн Мюллер (Региомонтан) (1436-1476) и И.Кеплер (1571-1630). Часто изображения гороскопов украшали портреты известных врачей. О том, какую роль в возникновении эпидемий, приписывали планетным влиянием, говорит, например, само слово «инфлюэнца» — старинное название гриппа, эпидемии которого внушали страх. Этот термин, пришедший в медицину из астрологических трактатов, происходит от латинского «influere» - вливаться, проникать. Он означал проникновение небесных, космических сил в земную жизнь. Часто изображение комет в астрономических атласах эпохи Возрождения ассоциировалось с предупреждением об эпидемии — «трубным гласом». В христианской культуре самостоятельная власть звезд и планет над судьбами мира была отвергнута, однако их расположение стало считаться «божественными знаками», изучение которых дает возможность делать предсказания и даже толковать текст Библии. Практические способы борьбы с заразными заболеваниями в эпоху Возрождения мало чем отличались от средневековых. Смертность от заразных болезней в XV- XVI столетиях была очень высокой: только оспой в Европе ежегодно заболевало около 10 млн. человек, из которых умирало от 25 до 40 процентов. В течение столетий способы борьбы с заразными заболеваниями были основаны на рекомендациях, приведенных в «Эпидемиях» Гиппократа. Так, например, когда в Афинах началась эпидемия заразной болезни, он сказал, что болезнь принесли северные ветры и предложил зажечь костры с северной стороны города, чтобы помешать воздуху поступать в Афины. Такие мероприятия много раз применялись в эпоху средневековья и Возрождения. Знания античных врачей были развиты в трудах арабов и дополнены собственными мыслями и наблюдениями. Авиценна обстоятельно рассматривал значение воды в распространении заболеваний, рекомендовал простые способы ее фильтрования. Он учил обращать внимание не только на чистоту воды, но и на почву, с которой она соприкасалась (песчаная лучше очищает воду, чем каменистая); на скорость течения в реке или ручье (быстрое лучше медленного); на запах земли, по которой течет вода; на необходимость иметь в больших городах устройства для получения льда, чтобы иметь запасы чистой воды в случае необходимости. В результате эпидемий целые районы становились безлюдными: замечая первые признаки эпидемии, жители часто пытались спастись бегством. Медицина не располагала в то время эффективными средствами борьбы с заразными болезнями. Например, при лечении чумы часто прикладывали к телу больного сушеных жаб, которые должны были вытянуть яд. Лишь очень редко, следуя советам арабских врачей, европейские медики решались вскрывать чумные нарывы. Первые лекарства, способные вылечить больных во время эпидемий, появились в лабораториях алхимиков.

Рафаэле Риарио: Анатомия и хирургия В отличие от докторов, знатоков древних языков и ученых книг, хирургов и цирюльников часто называли «шарлатанами», но слово это имело совсем иной смысл, чем в наши дни. Так назывались «медики» и костоправы, которые не входили ни в какие врачебные корпорации и никогда не изучали медицину. Уровень хирургии был чрезвычайно низок, мало что изменилось со времен Филиппа Красивого, который издал в 1311 г. первый королевский эдикт о хирургах: «Узнав, что люди других наций и чужих государств, убийцы, воры, фальшивомонетчики, шпионы, разбойники, пьяницы, ростовщики занимаются хирургией в нашем городе и парижском графстве, выставляют в своих окнах знаки, присвоенные хирургам, накладывают повязки, посещают больных в церквах и частных домах и этим путем выманивают деньги, ...мы повелеваем сим эдиктом никому не заниматься хирургией без предварительного испытания у особых хирургов, назначаемых нашим лейб-хирургом». Исторические хроники сообщают, что когда в 1467 г. король Матфей Корвин был ранен в сражении, не нашлось ни одного хирурга, который был бы в состоянии помочь ему. Король приказал объявить всюду, что он осыплет почестями и дарами того, кто сможет вернуть ему здоровье. Услышав это, к нему пришел хирург из Эльзаса. Он вылечил короля и вернулся на родину обладателем крупного состояния. В 1515 г. университет стал во главе хирургов и цирюльников. Более высокий статус имели хирурги, перед ними открылись двери университетов. Цирюльников приняло братство св. Косьмы, которое было преобразовано в хирургический коллегиум, и преподаватели хирургии в нем стали называться профессорами. «Свободные искусства» тривиума и квадривиума, основа университетского образования, были «свободными» прежде всего от физического труда, от работы руками. Именно этим они отличались от искусств «механических», к которым относились, в частности, архитектура, живопись и медицина. Это традиционное разделение послужило причиной того, что в обществе еще долгое время сохранялось не только пренебрежительное отношение к врачам, работающим руками, но и слово «шарлатаны» по отношению к ним. В случае с дантистами дело осложнялось еще и тем, что в эпоху средневековья зубы иногда удаляли преступникам по приговору суда. Это сближало в глазах широкой публики профессию дантиста с профессией палача. Вот фрагменты текста, с которым странствующий шарлатан второй половины XV в. обращается к жителям города: «Доводим до сведения, что приехал врач, производящий всякого рода операции на всем теле, начиная с головы и кончая ногами. 1) Во-первых, оперирует грыжу с Божьей помощью... Хирург делает ампуацию под присмотром дипломированного врача 4) Также вырезает камни... 9) Также удаляет бельма с глаза и исправляет всякие недостатки зрения... 12) Лечит свежие раны и переломы костей. .. 18) Он не занимается исследованием мочи и назначением внутренних лекарств, которые составляют специальность лейб-медиков или докторов...» Обратим внимание на последнюю фразу. В том случае, если болезнь требовала назначения лекарств или серьезной операции, возле больного находились два врача: доктор и хирург. Одним из инструментов анатомических исследований в эпоху Возрождения было искусство рисования и живописи. Поскольку до начала XVI в. развитие анатомии тормозилось запретом на вскрытие трупов, распространилось тайное анатомирование. Известна легенда о том, что молодой Микельанджело изваял прекрасное распятие для одного из флорентийских монастырей, и настоятель в знак благодарности разрешил ему проводить анатомические исследования в монастырском подвале. Художник мог приобрести необходимые знания о строении человеческого тела только в результате практических занятий. В медицинских сочинениях и энциклопедиях того времени не было точных рисунков и анатомических описаний. Искусство изготовления зубных протезов было известно этрускам, финикийцам и грекам. Вставные зубы делали обычно из костей животных. В античности и в эпоху средневековья удаление зуба считалось весьма серьезной операцией из-за сильной потери крови. Большое значение в лечении зубов придавалось различным амулетам: зуб лошади, льва или другого животного вешали на шею больному. Пломбирование зубов золотом появилось в Италии в XV в.


Рафаэле Риарио: Алхимия и медицина Алхимия долгое время не была прямо связана с медициной, хотя ее термины были традиционно близки к врачебным терминам: алхимические операции были подобны лечению. Представим, например, что в расплавленную медь бросили кусочек цинковой руды. Получилось «искусственное золото» (латунь, сплав меди с цинком). У такого «искусственного золота» есть существенный недостаток: со временем оно «заболевает», на его поверхности появляется сыпь или мелкие язвочки зеленого цвета. Подобное «заболевание» (результат окисления меди) мы часто можем наблюдать у городских статуй и памятников, которые покрываются зеленым налетом. «Искусственное золото» алхимики лечили как больного человека: с помощью заклинаний и врачебных препаратов — микстур, мазей, алхимических эликсиров, которые готовились на основе растительных и животных материалов. Вместо слова «эликсир» иногда применяли термин «медикамент», исходя из того, что обычные металлы представляли собой «больное» или «недостаточно совершенное» золото, которое можно было «вылечить» с помощью специальных лекарств. Алхимические операции часто назывались «лечением», изучение соединений — «анатомированием», философский камень — «универсальным медикаментом», «эликсиром бессмертия», способным не только излечить все болезни, но и победить старость и смерть. Первые препараты, полученные алхимическим путем, были применены в медицине арабами. Одним из первых европейских врачей, упоминавших о химических лекарствах, был уже знакомый нам Арнольд из Вилла-новы. Это было связано с тем, что, как и многие известные врачи позднего средневековья и эпохи Возрождения, он занимался алхимией. Основными веществами для приготовления «медикаментов», согласно учению арабских алхимиков, считались «четыре духа» — сера, мышьяк, ртуть и нашатырь. Они часто вызывали подозрение не только у врачей и аптекарей: любого человека охватывал страх при одном упоминании о мышьяке, ртути, свинце. Прежде всего это предубеждение относилось к мышьяку, который традиционно считался основой ядов. Отравления в эпоху Возрождения были настолько распространены, что иногда имели характер эпидемий. Именно поэтому врачей-алхимиков часто боялись и называли отравителями. Широкое применение алхимических лекарств пришло в европейскую медицину из арабской. Часто врачи и алхимики применяли одни и те же соединения. Например, Гиппократ писал о применении аурипигмента в качестве лекарства. С этим минералом традиционно работали как врачи, так и алхимики: его желтый цвет наводил на мысль о возможном получении из него золота. Изготовление ядов часто приписывали алхимикам. Их книги сжигали, и сами они нередко погибали. Человека могли преследовать только за один интерес к сочинениям по алхимии. Таким было время появления ятрохимии (от греч. «iatros» — врач) — учения о лечении болезней с помощью химических препаратов, сырьем для получения которых служили в основном не традиционные лекарственные травы, а минералы.

Рафаэле Риарио: Средневековые яды и лекарства (Статья из «Фармацевтического вестника»). Многие века врачующие довольствовались тем, что заставляли пациентов принимать настои трав, порошков растительного и животного происхождения, действие которых было отмечено на практике — иными словами, больные выполняли роль подопытных кроликов. До начала средних веков магия и колдовство имели прямое отношение к фармакопее. По фармации составлялись специальные книги. К примеру, против зоба рекомендовали обугленную губку или золу лишая, появлявшегося на человеческих черепах, оставленных на несколько дней на открытом воздухе. Во Франции этим лишаям приписывали особое чудодейственное свойство. Специальные посыльные отправлялись в Монфокон, где надеялись найти этих простейших на головах людей, повешенных там на виселицах. Своими дьявольскими формулами отравители тех времен близко касались врачебной науки. Они, например, составляли даже рецепты, по которым изготавливался некий порошок “для получения наследства”: “В полночь превращают в золу лягушку. Непременно в красном горшке и вместе с глазами пантеры и с пятилистным трилистником. Затем полученную смесь растворяют в уксусе, к которому прибавлен мышьяк и человеческая кровь”. Также уверяли, что знаменитый яд Медичи приготавливался в тайне следующим образом: убивали кабана и вешали его на лестницу. Потом вспарывали ему кинжалом брюхо и обсыпали внутренности мышьяком. Под жгучими лучами итальянского солнца вскоре наступало естественное разложение туши, из нее капала жидкость, которую очень бережно собирали. Зола губки излечивала, потому что в ней был йод и некоторая доза мышьяка. В порошке “для получения наследства” на приговоренного человека-наследователя действовал мышьяк, а в яде Медичи — продукты разложения с приличным содержанием разных ядов. Среди фармацевтических средств, дошедших до наших дней, есть одно, история которого любопытна в связи с его изготовлением. Минерал антимоний, Stibium у католиков, имел наружное применение как косметическое средство. Женщины древности часто употребляли его для “сурмления бровей”. На какое-то время антимоний был забыт, но в эпоху Возрождения эрфуртский монах Василий Валентен открыл его заново и давал внутрь свиньям, откармливаемым в монастыре, и рекомендовал своим монахам. Для некоторых при передозировках средство Валентена оказалось пагубным и даже смертельным, но, узнав о том, Валентен совсем не смущался. Восторгаясь открытым средством, он написал о нем целое сочинение “Currus triompnalis antimonii”, в котором антимоний ставился чуть ли не в один ряд с жизненным эликсиром. Между прочим, Валентен утверждал, что необходимо освобождать антимоний от заключавшегося в нем яда — мышьякового соединения. © Т. Бирюкова

Меркуцио: 1. Хирургия: негигиенично, грубо и ужасно болезненно Не секрет, что в Средние века лекари имели очень скудное представление об анатомии человеческого тела, и больным приходилось терпеть ужасную боль. Ведь об обезболивающих и антисептических средствах знали мало. Словом, не лучшее время, чтобы стать пациентом, но... если Вы цените свою жизнь, выбор был не велик... Чтобы облегчить боль, Вам пришлось бы сделать себе что-нибудь еще более болезненное и, если Вам повезет, Вам станет лучше. Хирургами в раннее Средневековье были монахи, ведь у них был доступ к лучшей на то время медицинской литературе — чаще всего написанной арабскими учеными. Но в 1215 г. папа римский запретил монашеству практиковать медицину. Монахам пришлось учить крестьян выполнять не особо сложные операции самостоятельно. Фермерам, чьи познания в практической медицине ранее сводились максимум к кастрации домашних животных, пришлось учиться выполнять кучу различных операций — от вырывания больных зубов до операций с катарактой глаз. Но был и успех. Археологи на раскопках в Англии обнаружили череп крестьянина, датированный примерно 1100 годом. И по видимому его владельца ударило чем-то тяжелым и острым. При более тщательном осмотре обнаружилось, что крестьянину сделали операцию, которая спасла его жизнь. Ему сделали трепанацию — операцию, когда в черепе просверливают дырочку и через нее вынимают осколки черепной коробки. В следствии чего давление на мозг ослабло и мужчина выжил. Можно только догадываться как это было больно! http://vsiaco.org.ua/post143208589/

Меркуцио: 2. Белладонна: сильное обезболивающие с возможным летальным исходом В Средние века к хирургии прибегали только в самых запущенных ситуациях — под нож или смерть. Одна из причин этого в том, что действительно надежного обезболивающего средства, способного облегчить мучительную боль от суровых резательно-рубительных процедур, просто не существовало. Конечно можно было достать какие-то непонятные зелья облегчающие боль или усыпляющие на время операции, но кто знает что подсунет вам незнакомый торговец снадобьями... Подобные зелья чаще всего представляли собой варево из сока различных трав, желчи кастрированного кабана, опия, белены, сока болиголова и уксуса. Этот «коктейль» подмешивали в вино прежде чем дать пациенту. В английском языке времен Средневековья существовало слово, описывающее обезболивающее - «dwale» (произносится как dwaluh). Слово это означает белладонна. Сок болиголова сам по себе мог запросто привести к смертельному исходу. «Обезболивающее» же могло ввести пациента в глубокий сон, позволив хирургу заняться своим делом. Если им сильно переборщить, то пациент мог даже перестать дышать. Парацельс, швейцарский медик, был первым, кто додумался использовать эфир как обезболивающее средство. Тем не менее, эфир не получил широкого признания и использовали его не часто. Снова применять его начали 300 лет спустя в Америке. Парацельс также использовал лауданум - настойку опия, чтобы облегчить боль. http://vsiaco.org.ua/post143208589/

Меркуцио: 3. Хирургия глаз: болезненно и грозит слепотой Операция по удалению катаракты в Средние века обычно предполагала наличие какого-либо особо острого инструмента, например, ножа или большой иглы, которым протыкали роговицу и пытались вытолкать хрусталик глаза из образовавшейся капсулы и вытолкать ее вниз к нижней части глаза. Как только мусульманская медицина получила широкое распространение в средневековой Европе, техника проведения операций над катарактой была улучшена. Для извлечения катаракты теперь использовали шприц. Нежелательную затуманивающую зрение субстанцию просто высасывали им. Полый металлический подкожный шприц вставляли в белую часть глаза и успешно удаляли катаракту, просто высасывая ее. 4. У Вас затруднение мочеиспускания? Застой мочи в мочевом пузыре из-за сифилиса и других венерических заболеваний без сомнений можно назвать одним из самых распространенных заболеваний того времени, когда антибиотиков просто не было. Катетер для мочи — это такая металлическая трубка, которую вставляли через мочеиспускательный канал в мочевой пузырь. Впервые ее начали использовать в середине 1300-х годов. Когда трубкой не получалось достичь цели для того, чтобы устранить преграду испусканию вод, приходилось придумывать другие процедуры, некоторые из них были весьма изобретательны, но, вероятнее всего, все были достаточно болезненные, впрочем как и сама ситуация. Вот описание лечения почечных камней: «Если Вы собираетесь удалять почечные камни, то, прежде всего, убедитесь в том, что у Вас все есть: человека с не дюжей силой нужно посадить на скамью, а ноги его положить на стул; пациент должен сидеть на коленках, ноги его должны быть привязаны к шее повязкой или лежать на плечах ассистента. Лекарь должен встать подле пациента и вставить два пальца правой руки в анус, давя при этом левой рукой на лобковую область пациента. Как только пальцы дотянутся до пузыря сверху, его нужно будет весь ощупать. Если пальцы нащупают твердый, крепко засевший шарик, то это почечный камень... Если Вы хотите извлечь камень, то этому должна предшествовать легкая диета и голодание в течении двух дней. На третий день,... нащупайте камень, протолкните его к шейке пузыря; там, на входе, приложите два пальца над анусом и сделайте продольный разрез инструментом, после чего извлеките камень.» http://vsiaco.org.ua/post143208589/

Меркуцио: 5. Хирург на поле брани: стрелы вытаскивать — это тебе не в носу ковырять... На иллюстрации выше можно увидеть гравюру «Израненный человек», которая часто использовалась в различных медицинских трактатах для иллюстрации тех ран, которые полевой хирург может увидеть на поле боя. Длинный лук — большое и мощное оружие, способное посылать стрелы на огромные дистанции, в Средние века обрел много поклонников. Но это и создало настоящую проблему для полевых хирургов: как же вытащить стрелу из тел солдат. Наконечники боевых стрел не всегда приклеивали к древку, чаще они прикреплялись теплым пчелиным воском. Когда воск затвердевал, стрелами можно было без проблем пользоваться, но после выстрела, когда нужно было вытащить стрелу, древко стрелы вытаскивалось, а наконечник не редко оставался внутри тела. Одно из решений этой проблемы — это ложка для стрел, созданная по идее арабского медика по имени Альбукасис (Albucasis). Ложка вставлялась в рану и прикреплялась к наконечнику стрелы, чтобы ее можно было спокойно вытащить из раны не причиняя ущерба, т. к. зубцы наконечника были закрыты. Раны подобные этой также лечились прижиганием, когда накаленный до красна кусок железа прикладывали к ране, чтобы прижечь ткань и кровеносные сосуды и предотвратить кровопотерю и инфекции. Прижигание часто использовалось при ампутации. http://vsiaco.org.ua/post143208589/

Меркуцио: 6. Кровопускание: панацея от всех болезней Медики Средневековья верили, что большинство человеческих болезней — это результат избытка жидкости в теле (!). Лечение же состояло в том, чтобы избавиться от излишней жидкости, откачав большое количество крови из тела. Для этой процедуры обычно использовалось два метода: гирудотерапия и вскрытие вены. При гирудотерапии медик прикладывал к пациенту пиявку, кровососущего червя. Считалось, что пиявок нужно класть на место, которое больше всего беспокоит пациента. Пиявкам позволяли кровопийствовать пока пациент не начнет падать в обморок. Вскрытие вены — это прямое разрезание вен, обычно на внутренней стороне руки, для последующего высвобождения приличного количества крови. Для этой процедуры использовали ланцет - тонкий примерно в 1,27 см длинной нож, протыкающий вену и оставляющий небольшую ранку. Кровь стекала в миску, которую использовали для определения количества полученной крови. Монахи во многих монастырях часто прибегали к процедуре кровопускания - причем, не зависимо от того больны они или нет. Так сказать, для профилактики. При этом их освобождали на несколько дней от своих обычных обязанностей для реабилитации. http://vsiaco.org.ua/post143208589/

Меркуцио: Больница в монастыре Лоди, Италия, архитектор Джироламо да Комаццо / Girolamo da Comazzo/, 1459, пример ренессансной больницы

Меркуцио: Французский фармацевт и хирург 14-ого века Ги де Шаульяк Выращивание лекарственных растений, приготовление лекарств, операции – все отражено на этой гравюре. http://vsiaco.org.ua/post143208589/

Меркуцио: Теодорик де Лусеа (1205-1248), итальянский хирург, работавший в Париже. Его хирургическая техника отличалась изощренной чистотой. Он проводил большинство операций без шитья ран. В качестве анестетика использовалась усыпляющая губка, намоченная в горячей воде, содержащей мандрагору и опиум. Рисунок изображает удаление абсцесса из груди пациентки. http://vsiaco.org.ua/post143208589/

Меркуцио: Pierre RUELLE, L'ornement des Dames. Англо-нормандский текст датируется 13-м веком. Цель трактата. Когда Бог создал женщину из ребра Адама, он дал ей неувядающую красоту. Но она потеряла её по вине дьявола, после того, как отведала яблока. Это был величайший позор. Так что женщины, живущие в настоящее время и не виновные в том прегрешении, теряют большую часть их красоты из-за нарушения Завета. Некоторые из них, будучи молодыми девушками, розовощеки, белокожи и прекрасны. Но как только они выходят замуж, их лица тускнеют. Другие просто никогда не были красивы. Я пишу эту книгу для Вас, чтобы вы могли поддерживать вашу красоту и узнать, как приукрасить себя. <...> Я назову авторов советов - Галена, Константина, Гиппократа – свидетельствующих, что я расскажу правду без утайки. Я не забуду ни об одном из них, великом или малом; я не забуду также, что я учился в Messina у сарацинской женщины. Она была доктором для людей ее вероисповедания; <…> Теперь я молюсь Богу, небесному Отцу, что эта книга получит женскую благодарность, и что я всегда буду любим женщинами. Против потери волос. Возьмите свежие или высушенные розы, мирт, подорожник и кожуру желудей и каштанов; вскипятите их в дождевой воде и этой водой мойте голову утром и вечером. В Pouille я видел женщину, которая страдала от обильной потери волос. Trotula из Салерно вылечила её следующим способом: она взяла куколь и сожгла его, а также взяла кору ивы, листья инжира( смоквы), пепел каштана, виноградной лозы и молочай. Она перемешала все это в оливковом масле; тогда, когда волосы были вымыты дождевой водой, она натирала этой смесью волосы четырежды. После этого женщина перестала терять волосы. Источник: mw.mcmaster.ca/scriptorium/ruelle.html

Меркуцио: Чтобы укрепить волосы. Если Вы хотите, чтобы ваши волосы стали длинными и густыми, возьмите большое количество ячменя и масличного молочая; сожгите их в неиспользованном горшке и перетрите смесь в порошок. Возьмите белый мед, смешайте с порошком и вотрите в место, где не хватает густоты волос. Ждите в течение двух дней. На третий день ополосните волосы водой, вскипяченной с алканной (красильной), мятой и шалфеем. Против перхоти. Trotula устраняет перхоть следующим способом: она берет семена крапивы и вымачивает её в течение двух или трех дней в уксусе. После этого она моет волосы сначала с хорошим мылом, а затем с этим уксусом. Чтобы тонизировать волосы. Иногда волосы слишком быстро седеют: это происходит из-за сверхактивного гипофиза. Сначала, Вы должны дать человеку лекарство, чтобы очистить голову от выделений. После этого возьмите корни капусты высушенные или свежие, варите их в ключевой воде, пока половина воды не испарится, и тщательно вымойте волосы в этой воде. Источник: mw.mcmaster.ca/scriptorium/ruelle.html

Меркуцио: Чтобы осветлить волосы. Это способ, которым осветляют волосы сарацинские женщины. Они сжигают побеги виноградной лозы, смешивают пепел с равным количеством золы, добавляют приличную горсть дубовых чернильных орешков( галлов), затем варят все это пол дня с уксусом. Они моют волосы с мылом, затем с этим составом и укутывают голову платком на всю ночь. Их волосы становятся прекрасными на долгое время. Есть другой рецепт: сварить мыло вместе с шафраном и вымыть волосы с водой, в которой были распущены получившиеся квасцы. Укутать голову на ночь. Чтобы покрасить волосы в темный цвет. Я видел, что Trotula окрашивает волосы следующим способом. Она брала ржавое железо( или ржавчину с железа?), каштановую протраву и квасцы и варила их в уксусе. Она процеживала смесь и мыла волосы водой, а затем получившимся раствором и оборачивала голову платком на два дня и две ночи. После этого ее волосы чернели. Источник: mw.mcmaster.ca/scriptorium/ruelle.html

Меркуцио: Мазь для удаления волос. Женщины из Салерно делают мазь [...] для удаления волос везде, где бы им хотелось. Они берут пол чашки сыпучей извести, сухой и чистой, просевают её через ткань или мешок. Они помещают эту известь в горшок с кипящей водой и помешивают смесь. Когда они хотят знать, готова ли мазь, они погружают в неё крыло птицы; если перья отходят от крыла, значит, зелье можно использовать. Тогда они наносят эту горячую смесь на волосы руками, и мазь делает свое дело. Вы можете поступить аналогично. Для густоты волос. Чтобы иметь густые волосы, отварите листья ивы, перетрите их с оливковым маслом и намажьте на волосы. Против выпадения волос. Если у Вас сильно выпадают волосы, смешайте жареные семена льна с оливковым маслом и несколько раз намажьте смесь на голову. Для красоты волос. Если Вы хотите иметь красивые волосы, возьмите равные количества оливкового масла, меда и квасцов; смешайте их и добавьте ртуть, больше, чем каждого из других компонентов, несколько раз намажьте смесь на волосы. Источник: mw.mcmaster.ca/scriptorium/ruelle.html

Меркуцио: Против коричневых пятен на лице( веснушки или пигментные пятна?). Вы удалите коричневые пятна следующим способом: возьмите яйца двух куриц и поместите их в уксус, пока скорлупа не смягчится. После этого, возьмите хорошую горсть порошка дикой горчицы, смешайте с яйцами и небольшим количеством уксуса. Процедите смесь через ткань, протрите ваше лицо этим составом и оставьте на ночь. Утром ополосните лицо чистой водой. Повторите процедуру несколько раз. Но не используйте этот рецепт при беременности, потому что он приведет к выкидышу. Для той же самой цели. Это способ, которым коричневые пятена удаляет Trotula. Она берет процеженный мед и кипятит его. Смешивает мед с порошком дикой горчицы, имбирным порошком и белым ладаном и дает смеси остыть. Перед тем, как лечь спать, она делает паровую ванну для лица и затем покрывает его медом. Утром она вытирает лицо льняной тканью. О макияже. Есть отбеливающее средство( белила?), которое очень легко сделать. Поместите очень чистую пшеница в воду на пятнадцать дней, затем размолите и перемешайте её в воде. Процедите через ткань и позвольте ей кристаллизоваться и испаряться. Вы получите белила, которые будут столь же белы, как и снег. Когда Вы захотите использовать их, смешайте белила с розовой водой и накладывайте на лицо, вымытое предварительно теплой водой. После этого просушите ваше лицо тканью. Для отбеливания зубов. Если Вы хотите отбелить зубы, возьмите чистую ячменную муку, мелкий порошок из квасцов и нагретую соль; смешайте с небольшим количеством растопленного меда. Если Вы будете часто протирать зубы полученной смесью, они отбелятся. Источник: mw.mcmaster.ca/scriptorium/ruelle.html

Меркуцио: Медицина и религия Я требую, чтобы те, кто заботится о телесном здоровье братьев... со всей честностью помогали заболевшим, как требует того их знание медицины... Поэтому изучайте природу растений и стремитесь узнать, каким образом сочетать их с пользой для здоровья; однако не полагайтесь исключительно на одни растения. Поскольку медицина была придумана Богом и поскольку именно Он возвращает здоровье, обратитесь к нему. Делайте все, что вы делаете, именем Господа нашего Иисуса Христа... Если вы не знаете греческого, то прочитайте переводы Диоскура, который описывает свойства растений. Также читайте переводы Гиппократа, Галена и Аврелия Цельсия и другие работы по медицине, которыми я, с Божьей помощью, снабдил нашу библиотеку». Из этого наставления Кассиодора (род. в 575 г.), друга святого Бенедикта, касающегося лечения болезней, можно видеть, что, как и в искусстве, религия была основой медицины. Традиционного знания фитотерапии, основанного на работах греческих и римских врачей, было недостаточно для набожного и ученого основателя монастыря в Калабрии. Для эффективного лечения была нужна христианская вера, а также больницы.

Меркуцио: Опять-таки, именно монахи не дали медицине умереть, как, собственно, и любой другой форме знаний, в век варварства, наступивший после распада Римской империи. Эта забота о заболевших прежде всего была продиктована необходимостью поддерживать здоровье самих монахов, а также мирских служек монастыря. Без сомнения, монахи ухаживали и за заболевшими работниками монастырских поместий, однако и проведение месс зависело от лечения заболевших женщин из окрестных поселений или тех, кого Боккаччо в XIV веке называл «квакерами». У дворян и королей были собственные врачи, которые также были людьми духовного звания (за исключением Италии). Карл Великий часто игнорировал советы врачей, которые были особенно непопулярны, когда доктора рекомендовали ему не есть жареного мяса, которое он обожал, и перейти на тушеное, которого он терпеть не мог. Тем не менее в Средние века многие врачи считали правильную диету основой здоровья. В начале этой эпохи греческий врач Антимус, лечивший Теодориха Великого, который правил из Равенны, заявил: «Здоровье человека зависит от его диеты. Прежде всего, необходима умеренность в еде». Он, как и врачи Карла Великого, полагал, что пост полезен здоровью. Книги Антимуса по медицине использовались вплоть до IX—X веков.

Меркуцио: .... Наряду с широко распространенной верой в целительную силу христианской веры по-прежнему использовались языческие обряды и заклинания. Церковь запрещала эту практику, но языческие традиции оказались живучими: часто они прикрывались знаком креста или использованием христианских имен и изречений. Сборщики растений, которые срывали травы или выкапывали их корни, когда они находились под влиянием определенных планет, часто шептали: «Святая богиня Земля, мать Природы, Матерь Великая... приди ко мне со всей своей целительской силой и даруй лечебные свойства тому лекарству, которое я сделаю из этих растений... Молю тебя, сделай так, чтобы твои дары сделали здоровыми тех, кто будет пользоваться ими». В Средние века астрология считалась необходимым дополнением к использованию лекарственных средств, причем даже самые продвинутые ученые не гнушались этим. Для кровопускания были благоприятные и неблагоприятные дни. Первым делом врач спрашивал у своего пациента, под каким созвездием тот родился, поскольку конкретные лекарства ассоциировались с определенными планетами. И даже после этого лекарства надо было пить только тогда, когда Луна находилась в благоприятной фазе. При простых заболеваниях большинство лекарств было растительного происхождения, хотя иногда растения смешивались с весьма агрессивными веществами - уриной, выделениями животных, толчеными червями и тому подобными. В рукописях средневековых докторов встречаются многочисленные рецепты лекарств, в том числе и растительных: «От головной боли прими корень пиона, смешанный с розовым маслом. Пропитай этой смесью льняную повязку и приложи к больному месту. От зубной боли смешай уксус, масло и медный порошок и помести смесь в рот больного». А вот рецепт менее симпатичного лекарства: «Взять свечу из жира барана, смешанного с семенем морской свинки. Зажги свечку как можно ближе к зубу больного, держа под ней чашу с холодной водой. Черви, грызущие зуб, упадут в воду, чтобы избежать жара свечи».

Меркуцио: Еще немного об анестезии: Хотя приемы анестезии были неизвестна в Средние века, различные заменители использовались с древнейших времен. Хирургические снотворные широко упоминались, а одна микстура состояла из болиголова, опиума, сока шелковицы, гиоскама, плюща, мандрагоры и латука, высушенных на губчатой поверхности. Затем пары разведенной водой массы давали вдыхать больному, после чего промывали ноздри соком фенхеля. *** Аббат Штрабо из Райхенау сумел в IX веке соединить интерес к медицине с любовью к садовым растениям. Он описывает, как повсюду, где он начинал копать, были лишь камни. Но он упорно трудился и скоро имел: «Дикие и культурные и южные растения; мяту и ячмень, редиску и, только во имя Господа, гладиолусы и лилии и розы, хотя розы были только простые, а не бордовые или алые, как во Франции». Что касается самих растений, то Штрабо записал рецепты и способы применения лекарства в стихотворной форме. Один из этих стихов свидетельствует о его хорошем чувстве юмора: Если мачеха твоя от злости Под покровом ночи Что-то вдруг в твою еду Тайно добавляет, Удиви ее, придя Утром в ее спальню, Ты не бойся ничего, Ее чары не опасны, Только пей почаще ты То мое лекарство.

Меркуцио: Исследование мочи также использовалось при диагностике заболевания. В IX веке Ноткер, монах знаменитого монастыря в Галене, «совершал чудеса исцеления, в которые было трудно поверить». Когда его пациентом стал герцог Баварский, он, чтобы испытать Ноткера, заменил мочой беременной женщины свою собственную. Сделав анализ, монах повернулся к герцогу и сказал: «Бог замыслил чудо! Через 30 дней господин герцог даст жизнь ребенку». Нечего и говорить, что Ноткера назначили личным врачом герцога В Средние века были составлены таблицы, которые связывали цвет мочи с определенным заболеванием, и очень часто можно было видеть слугу, несущего в специальной корзине флягу с образцом мочи для ее исследования врачом. На левом изображении из трактата: врач объясняет студенту, как анализировать мочу. В XII в. аббатиса монастыря возле Бингена в Германии написала трактат, где излагала целебные свойства растений, животных и минералов, дополнив его небольшим изложением о методах использования лекарств. Вот отрывок из рукописи XII в., посвященной лекарственным снадобьям: «От головной боли возьмите сосуд, полный листьев зеленой руты и ложку горчичных семян, перетрите их вместе, добавьте полную ложку яичного белка, чтобы мазь была густой. С помощью пера намазать толстым слоем ту сторону головы, которая не болит». Даже это простое средство весьма облегчало страдания бедного больного, и монастырские лазареты были разбросаны по всей Англии.

Меркуцио: Но были ли все врачи того времени церковниками, как Ноткер? По крайней мере, не в Италии, где миряне с древних времен занимались медициной. М. и Ч.-Г.-Б. Квеннеллы. Повседневная жизнь в Англии во времена англосаксов, викингов и норманнов: В ХI-ХII вв. в итальянском Салерно существовала замечательная школа. Легенда гласит, что она была основана евреем, греком, итальянцем и мавром; в реальности же легенда опирается на факт, что изучение медицины основывается на четырех культурах. Салерно, расположенный на берегу чудесного залива, издавна был курортом, а к IX веку стал процветающим медицинским центром. Неподалеку располагался монастырь бенедиктинцев в Монте-Кассино, аббат которого очень интересовался медициной и был автором двух медицинских трудов. Главное же заключается в том, что Салерно находился в той части Италии, которая раньше была под властью греков, а потому здесь по-прежнему говорили по-гречески, что давало возможность пользоваться древними манускриптами, которые остались в библиотеке бенедиктинцев, — это были останки рухнувшего древнего мира. К XI веку салернская школа превратилась в лучший медицинский университет Европы. Там было принято, что после трехлетнего изучения свободных искусств ученик 4 года изучал медицину, а после этого год работал под контролем квалифицированного врача. Если студент хотел стать хирургом, то изучение анатомии входило в обязательную программу. Одним из самых знаменитых преподавателей медицины в Салерно был Константин Африканец. Он говорил по-арабски и зачастую допоздна сидел над восточными книгами, изучая арабскую медицину. Герцог Робер Салернский много своего времени уделял переводу — не всегда точному — медицинских работ Гиппократа, Галена и Цельсия, а также работы арабского врача Авиценны с арабского на латынь. Только в эпоху позднего Ренессанса были сделаны более точные переводы работ классических авторов. pellegrinaio_santa_maria_della_scala

Меркуцио: В Салерно была также написана книга, в которой в стихотворном виде излагались рекомендации по здоровому образу жизни: Если хочешь свою силу И здоровье сохранить, Прячь подальше все заботы, И волнение — не в счет. Не спи ты в полдень И старайся пешком Ходить, ходить, ходить. Природу слушай — В ней вся правда. И эти наставленья выполняй. И уж тогда — Твой путь длинней, Что Солнца луч, И это — навсегда. Одно из наиболее известных правил Салернского университета не потеряло своей актуальности: Три врача даны нам Богом - Спокойствие, веселость и диета Цит. по: М. Роулинг. Европа в Средние века. М., 2005, стр. 179-185 Отредактировано Vihuhol (2010-09-12 18:57:41) Мною взято с интернета, простите, не скопировал ссылку цитаты из http://medphoto.wellcome.ac.uk/

Меркуцио: Как воины «ремонтировали» себя, когда получали раны. К.Граветт., Д.Николь ... Действенную помощь могли оказать монахи, которые хорошо знали травы, умели использовать их и наработали должные навыки в лечении. Уровень врача в армии, к которому имел возможность обратиться рыцарь, вероятно, варьировался в зависимости от положения воина. ... Рыцарей Южной Италии, возможно, при благоприятном раскладе, пользовали выпускники Большой школы в Салерно. ...Раны головы являлись довольно редким явлением для рыцарей, поскольку они носили надежные шлемы, однако переломы и вывихи случались чаще, как от неприятельского оружия, так и от падения с лошади. ... Плечевые вывихи исправлялись за счет помещения покрытого шерстью шара под руку и нажатия на определенные точки, что приводило к вправлению кости. ... Раны в горло, чаще всего от копья, обычно считались смертельными. ... Прежде чем зашивать, раны часто оставляли открытыми на день или два до тех пор, пока не появлялась корка. ... Более просвещенные медики применяли для обеззараживания белок яйца вместо кипящего масла и раскаленных ножей. Инструментом при ампутации служил, по всей видимости, топор, однако наложение швов и заживление сосудов тогда уже знали. Технология вправления плеча из книги Роджера Фругарда..

Меркуцио: Немного о словах Слово «больница» (hospital) имеет интересное происхождение. Гостиницы, «hospitalia», учреждались еще в эпоху раннего христианства для паломников, или «hospites», находившихся в пути. Их здания также начали использовать в качестве прибежища для больных. Больница святого Григория была основана архиепископом Ланфранком в 1084 г., больница святого Варфоломея — в 1137 г., больница Святого Креста в Винчестере — в 1132 г., а больница святого Фомы — в 1215 г. Внедрение в жизнь гигиенических норм было постепенным, и в ХП-ХШ вв. грязь, отсутствие канализационной системы и плохая вода становились причиной наполнявшего все города зловония и разнообразных болезней. Вплоть до 1348 г., когда разразилась эпидемия Черной смерти, власти не видели необходимости в социальных реформах в городах. Лишь после этого страшного периода и во время великой чумы, опустошившей Европу в 1374 г., в обиход вошло слово «карантин». Некоторые итальянские города установили период изоляции для всех людей, желавших покинуть зараженный или въехать в пока еще не тронутый болезнью город. Изоляция длилась 40 дней или «quarantina», откуда, собственно, и произошло это слово.

Меркуцио: Немного о временах и этапах: Представление о медицинской и хирургической практике можно получить, внимательно изучив два важных и интересных манускрипта, посвященных медицине,— один из них, датируемый кон. XII — нач. XIII вв., (хранится в Тринити Колледж в Кембридже под номером 0.1.20) Несколько рисунков подтверждают то, что доктор одновременно был и аптекарем, имея целый склад лекарственных трав, которые он отмерял, в то время как его помощник перетирал их и разделял на дозы. На рисунках также можно видеть, как лечили катаракту и болезни ушей, трепанировали череп, зашивали рану на шее и извлекали из тела стрелу. В трактате рассматривается случай импетиго, неприятной кожной сыпи, весьма подробно описанной и проиллюстрированной. В тексте содержится и отрывок из «Хирургии» (Chirurgia) Роберта из Салерно. Этот трактат следует сравнить с другой рукописью, представляющей собой не меньший интерес; она хранится в Британском музее [Фонд Слоана (МS. Sloane), 1077] и датируется на сто лет позже. Помимо большого числа тщательно прорисованных иллюстраций в рукописи описан способ лечения вывиха плеча, а также дается описание шины для срастания ноги — лубка, который вновь вошел в употребление примерно в середине XIX в. В период раннего средневековья хирургия рассматривалась отдельно от медицины как таковой, операции делали брадобреи, банщики и бродячие знахари, и вплоть до времен Фридриха Великого положение хирургов в армии было таково, что им также приходилось брить полковых офицеров. В ХП-ХП1 вв. это была также и опасная профессия, так как если бы хирург сделал своему лорду операцию неудачно, его ждала смерть. Несмотря на это в Средние века встречались знаменитые хирурги, практиковавшие при различных дворах, и одним из первых известных английских врачей был Джон Ардернский, получивший большую часть своих знаний во время Столетней войны. Джон Геддсденский, врач Эдуарда II, написал медицинский трактат, в котором отражены как медицинские знания, так и заговоры и предрассудки того времени. Другая прославленная личность — Ричард Вендоверский, написавший в 1252 г. анатомический трактат, который cохранился до наших дней. В 1368 г. лондонские хирурги создали свою гильдию. Некоторое время спустя они объединились с врачами, и гильдия даже признала женщин-врачей. Врачам была жалована хартия, а хирургия брадобреев отныне была ограничена кровопусканием и лечением ран. Роджер Бэкон, великий врач и писатель XIII в., сочетал с профессиональными знаниями интерес к астрономии, математике, химии или алхимии и астрологии, и, действительно, все средневековые врачи присоединяли к своим научным знаниям глубокую веру в заговоры и астрологию. Также нам известно, что Роджер Бекон предлагал использовать кусочек стеклянного шара тем, у кого ухудшилось зрение по старости или в результате повреждения глаза. (ссылка на медицинские интересы Бекона есть у Умберто Эко в "Имя Розы") http://medphoto.wellcome.ac.uk/

Марко Д’Агостино: О предотвращении беременности В Древней Греции и в Древнем Риме для контрацепции пили настои настои и отвары из корней и трав различных растений. В те же времена гречанки жевали семена дикой моркови. Доказано, что семена дикой моркови тормозят синтез гормона беременности-прогестерона. В своих трудах Аристотель и Гиппократ рекомендовали женщинам для удаления спермы из влагалища спринцевание собственной мочой. В Западной Европе много для предупреждения наступления нежелательной беременности пили отвар или масло можжевельника. Немки и венгерки в "критические дни" пили чай из майорана. В Южной Европе женщины с этой же целью ежедневно пили отвар спаржи. В Северной Европе использовали измельченную пастушью сумку или порошок подорожника. Последний не только оказывает контрацептивное действие, но и подавляет у женщины желание половой близости с мужчиной. В том числе для предотвращения зачатия использовались тампоны из бумаги и ваты, пропитанные уксусной кислотой. Кислотная среда убивала сперматозоиды, тампон мешал их проникновению в матку.

Марко Д’Агостино: О косметике С древних времен Если говорить о европейской цивилизации, то первые записи по косметологии относятся к эпохе Античности. Кое-какие средства для устранения кожных дефектов (ссадин, сыпей, раздражения от грубой одежды) описывает Гиппократ (V-IV вв. до н.э.) в трактате «О применении жидкостей». Нам известно о факте существовании трактата «Косметика» греческого врача Критона (I в. н.э.) – в древности этот текст был очень популярен, но до нас, к сожалению, не дошёл. Зато сохранился отрывок поэмы Овидия «Притирания для лица» (I в. н.э.), в котором рецепты изложены в стихах. Овидий советует женщинам, хорошенько выспаться, чтобы освежиться, а после позаботиться о белизне кожи: натереться мазью из мёда, яиц, размятых луковиц гладиолуса и порошка из смолотых в муку ячменных и пшеничных зёрен, вики, толчёного оленьего рога. Поэт обещает, что лицо станет белее зеркала. Ещё он упоминает румяна из лепестков мака и специально уточняет, что больше всего женщину красят хорошие манеры. Отдельные упоминания косметических средств встречаются также у Плиния Старшего (I в.н.э.) и Галена (II в. н.э.). Производство и хранение Большинство средств не хранили долго – консервантов тогда ещё не было, так что портились притирания быстро. Однако, кое-что мы нашли в трактате «Тротула», который был написан предположительно в XII веке. Это медицинский трактат о здоровье женщин, в котором содержатся главы о том, как женщин украсить.Хорошая философия: красота дамы – это часть здоровья. Так вот, в «Тротуле» есть совет хранить комочек подсохших белил завёрнутым в пергамен, который в данном случае использовали как своеобразный аналог полиэтилена. Как сосуд для приготовления косметики частенько упоминается «горшок», логично предположить, что в каких-нибудь небольших горшочках готовые средства и держали. Их могли делать из глины, дерева, реже стекла – производство стекла было трудоёмко и недёшево.

Марко Д’Агостино: Мыться - не вредно Миф о том, что в средние века все люди ходили грязными, мылись раз в год, воняли и совершенно за собой не следили улетучится после первого же знакомства со средневековой косметической рецептурой. Первым делом, ради поддержания красоты, дамам советовали именно мыться. А благоухали они ароматическими смолами, травами и розовым маслом. Ассортимент косметических средств был довольно широк: кремы для смягчения кожи лица, тела, рук, средства для эпиляции и краски для волос, различные составы для чистки зубов и поддержания хорошего запаха изо рта. Существовали общественные бани (есть масса упоминаний бань в литературе, юридических документах), средневековые медики для поддержания здоровья советовали мыться. Часто наличие бань связывают с влиянием арабской культуры в XII-XIII вв. (правда, биограф Карла Великого, Эйнгарт, упоминает, что этот, практически ещё варварский правитель уже в далёком VIII в. усиленно стремился ввести при дворе моду на бани и купание в горячих источниках). Бани не были очень дёшевы и доступны – специальные работники носили в них воду за плату, дрова в городе покупали за деньги, да и дополнительные услуги (мытьё головы, массаж, бритьё или стрижка) имели свою цену. Тем не менее, подобных заведений было достаточно много, что явно свидетельствует в пользу лояльности общественного мнения.

Марко Д’Агостино: Косметика для всех или нет? Мужчины ухаживали за зубами, волосами, стремились избавиться от угрей, трещин на коже, от облысения и различных кожных заболеваний, некоторые даже пытались похудеть с помощью навозных обёртываний и горячих ванн. Есть кое-какие упоминания о франтах, не гнушающихся и пудр, румян, помад, завивки волос, правда, отношение к подобным эксцессам было скорее негативное, это был уже перебор. Если учитывать только материальный достаток людей, косметика была доступна всем, кроме бедняков, живущих на грани голода. Ведь основные ингредиенты очень просты, их легко было найти на любой кухне: сало, отруби, вино, яйца, оливковое масло, молоко, травы. Конечно, были и «люксовые» варианты с дорогими заморскими специями и ароматическими смолами. Косметика была недоступна широким слоям населения скорее не из-за дороговизны или редкости, а из-за образа жизни. В средние века труд был исключительно ручной, очень выматывающий и зачастую грязный. Представьте себе крестьянку, которая с раннего утра до позднего вечера занята то в поле, то со скотиной, то с шерстью, то с пряжей или ткачеством. У неё элементарно не оставалось времени и сил на трудоёмкое приготовление ароматических кашиц и отбеливающих кремов. Да и часто ли она будет ими мазаться, зная, что каждое утро ей нужно, к примеру, чистить помещение для скота? Вот и получается, что активно косметику использовали только высшие слои общества, знать или богатые бюргеры, у которых было свободное время на все эти обтирания и возможность поручить хозяйство слугам. Чтобы кожа лица и тела была мягкой, её следует мыть тёплым настоем отрубей – в средние века им умывались или принимали с ним ванну. Также зёрна пшеницы толкли в ступке, смешивали с тёплой водой и наносили на кожу как маску. Маска для лица из корня лилии: корень лилии очистить от шкурки добела, натереть, чтобы получилась кашица, смешать с 1 сырым чуть взбитым яйцом, дать настояться 1-2 часа, нанести на чистое распаренное лицо и подержать, пока принимаете ванну. Такую «мазь» очень советовали для смягчения и отбеливания кожи, а также для лечения раздражений, ранок, ожогов. Это же средство рекомендуют наносить на губы, чтобы сделать их нежными и залечить трещины. Маска для волос (считалось, что она способствует росту волос): топлёное свиное сало смешать с равным количеством белого вина и измельчённого в порошок корня алтея. Нагреть, пока не начнёт закипать, и томить при такой температуре 30-40 минут, иногда помешивая. После добавляем растёртый крутой яичный желток и измельчённый в порошок тмин. Процеживаем смесь через мелкое сито или марлю, и маска готова. Источник: http://ludota.ru/kosmetika-srednevekovya.html



полная версия страницы