Форум » De minimis non curat lex » Римские катакомбы » Ответить

Римские катакомбы

Лукреция Борджиа:

Ответов - 7

Лукреция Борджиа: Римские катакомбы представляют собой систему подземных ходов из туфа, зачастую образующих лабиринты. Всего в Риме и его ближайших окрестностях находится более шестидесяти систем катакомб. Большая их часть расположена вдоль Аппиевой дороги. Самые известные и крупные - катакомбы Святого Себастьяна, расположены рядом с одноименными воротами (в них много еще языческих захоронений), а также катакомбы Святого Каллиста. Вторые являются самым крупным местом христианского захоронения древнего Рима (их протяжённость составляет около 20 км, они имеют 4 уровня и образуют лабиринт). Однозначного ответа на вопрос, как именно они образовались, нет. Есть теории, что они образовались на месте древних каменоломен или даже подземных транспортных путей. В общем, это и не столь важно. Гораздо интереснее, что они еще с дохристианских времен использовались в качестве могильников. Материал туф (в Риме - известковый туф, называемый еще травертином) обладает кучей прекрасных качеств. Он очень устойчив к любому воздействию - жаре, влаге, холоду и прочему. Великолепно держит тепло и приемлемую для человека степень влажности. В общем, в катакомбах можно провести некоторое время, не испытывая очень сильного дискомфорта. Если, конечно, не смущает, что находишься посреди кладбища. Местом укрытия катакомбы никогда не служили. Еще с дохристианских времен катакомбы использовались в качестве склепов. Эту традицию переняли первые христиане. Так римские катакомбы стали грандиозными могильниками.

Лукреция Борджиа: Катакомбы в период II—IV веков использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами. На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах. Эпитафии были весьма лаконичны: «Мир с тобой», «Спи в мире Господа» и т. п. Часть плиты покрывали цементным раствором, в который также бросали монеты, небольшие фигурки, кольца, жемчужные ожерелья. Зачастую рядом оставляли масляные лампы или маленькие сосуды с благовониями. Число таких предметов было довольно высоко: несмотря на разграбление ряда захоронений в одних только катакомбах святой Агнессы было найдено около 780 предметов, положенных вместе с усопшими в гробницу. На данный момент большая часть таких ниш пуста, но есть и целые захоронения. На фотографиях они очень хорошо отличаются друг от друга - первые зияют черными пустотами, вторые - по-прежнему замурованы. Как видно, расположены они довольно компактно. Коридоры в катакомбах бывают довольно узкими. (с использованием материалов из Википедии)

Лукреция Борджиа: Немного иллюстраций для рассказа.


Лукреция Борджиа: В катакомбах были не только узкие коридоры, но и относительно широкие помещения, использовавшиеся местом для сборов христиан, проповедей и религиозных обрядов. Своеобразное сочетание кладбища и церкви. Как место культовое, украшались - росписями, мозаиками, фресками. О характере материала туфа и климате можно судить по тому, что украшения весьма неплохо сохранились до наших дней, хотя им уже почти две тысячи лет.

Лукреция Борджиа: Начиная с 4 века нашей эры, с момента прекращения гонений на христиан и становления христианства в качестве официальной религии Римской империи, катакомбы теряют свое первоначальное значение. В них перестают хоронить, а обрядовая сторона религии перемещается в церкви и соборы. Однако у них появляется новая функция - они становятся местом паломничества, как места погребения великомучеников, первых епископов, великих проповедников, апостолов и святых. И сохраняют это значение до конца 9 века, когда практически все мощи, которым поклонялись, из мест погребений оказываются перенесены в церкви. Так, мощи святого Каллиста, давшие название одним из катакомб, перенесены в одноименную церковь, расположенную как раз над ними. То же самое произошло с мощами святой Агнессы, которые были перенесены в церковь Святой Агнессы. О катакомбах забывают практически на шесть веков. Новое их открытие происходит в конце 16 века, когда рабочие, занятые работами на Салярской дороге, находят покрытые надписями каменные плиты. Так что в "наше" время ни о каких катакомбах никто не помнит и не знает.

Лукреция Борджиа: А теперь чуть-чуть непосредственно про "место действия". Катакомбы, расположенные под церковью Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура (церковь Святой Агнессы за городскими стенами). Я специально дала ее полное название, потому что в Риме есть еще одна церковь святой Агнессы, гораздо более помпезная. Эта, как мне кажется, гораздо атмосфернее . Расположена на Номентантской дороге, в трех километрах от Номентантских ворот (сейчас на этом месте Пиевы ворота). В ее современном виде была построена аж в 7 веке, поэтому вид у нее очень средневековый, по крайней мере - снаружи А теперь немножко картинок, стащенных с официального сайта церкви (ссылка).

Лукреция Борджиа: Сами катакомбы. Они выглядят попроще, если сравнивать с катакомбами святого Каллиста или Святого Себастьяна, без всяких мозаик, фресок и росписей. Только надписи. Капелла Святой Сабины. Коридор.



полная версия страницы