Форум » De minimis non curat lex » Католичество » Ответить

Католичество

Capriccio: Обряды, молитвы, святые и прочая информация по теме.

Ответов - 7

Capriccio: Католические святые и ремесла, которым они покровительствуют Как у каждого дворянина свой герб, так у каждого средневекового цеха был свой святой. Более того, создается впечатление, что католики запасались святыми покровителями на все случаи жизни. Наиболее известный нам такой покровитель – святой Валентин, чей день уже отмечают в России 14 февраля все влюбленные. Учтите, что далее приводится католический список святых покровителей, однако в тексте могут быть имена святых, которые почитаются как у католиков, так и у православных. Новобрачным покровительствуют Амброзий, Андреас, Антоний Падуанский, Хедвига, Николай, Урсула. Бездетным супругам – Эгидий, Альберт, Анна, Колетта, Айнбета, Габриэль, Иоахим. Беременным – Колетта. Женам – Антоний Падуанский, Клотильда, Эразм, Фелицитата, Фиакрий, Годолева, Марта, Моника, мужьям – Гангольф и Иосиф. Вдовам – Франциска и Паула. Девушкам – Агнесса, Бландина. Мария, Маргарита, Катарина. Парням – Алоизий Костка, Иоанн Бергманс, Иосиф Калазанцский, Казимир, Людовик Тулузский, Панкратий. Детям – Иосиф, Николай, Имельда. (Кстати, знаете ли вы, что их западный Санта-Клаус – это наш Николай-Угодник? Какие разные имиджи, однако!) Внебрачным детям покровительствует Бригида. Людям, кающимся в своих ошибках и грехах, покровительствуют Афра, Магдалена, Мария Кортонская, Петр, Мария Египетская. От чумы оберегают Рохус и Себастьян. Лошадям покровительствует Леонард. Бондари – Иоанн Креститель, Флориан. Ветеринары – Элигий Виноградари, виноделы – папа Урбан, Гоар, Отмар, Вальтер, Вернер, Геновефа, Магдалена. Пивовары – Адриан, Арнульф, Флориан, Луитгард, Арнольд, Николай, Амандус. Винокуры, изготовители водки – Амандус, Флориан. Воспитатели – Косма. Учительницы –Урсула, Екатерина Александрийская. Учителя – Григорий Великий, Иероним, Арсений, Касьян. Врачи – Косма, Дамиан, Лука, Панталеон. Хирурги – Рохус, Лука. Акушерки – Косма. Аптекари – Косма, Дамиан, Михаэль, Рафаэль, Рохус. Санитары, сиделки – Амиллус Лелльский, Иоанн Божий, Рохус, Камилл. Географы – Исидор Севильский Гончары – Флориан, Юста, Гоар. Горшечники – Юста, Руфина. Горняки – Анна, Антоний Падуанский, Барбара. Руперт, Клеменс, Даниэль. Грузчики, носильщики – Христофор, Мавр. О Христофоре существует легенда: он жил отшельником у речной стремнины и переводил через нее путников. Как-то к нему пришел мальчик и попросил перевести его через речку. Христофор, тогда его звали Офферо, взял ребенка на руки и пошел через поток. Оказалось, что Офферо перенес самого Христа. Иисус крестил Офферо, дав ему имя Христофор. Землемеры – апостол Фома. Инженеры – Иосиф, Фома, Вильгельм Аквитанский. Инженеры-строители – Барбара, апостол Фома. Каменотесы, работники каменоломен – Рейнольд, Андреас, Авелино, Барбара, Клеменс, Петр, Рассо, Стефан. Каменщики, штукатуры – Стефан, апостол Фома, Барбара, Клеменс, Петр, Рассо, Рейнольд. Каретники – Виллигис, Катарина, Элигий. Кожевенники, дубильщики – Варфоломей, Криспин, Гандольф, Иоанн Креститель, апостол Симон. Скорняки, меховщики – Барбара, Иоанн Креститель. Кондукторы, водители – Христофор, Франциска Римская. Конюхи – Марцеллус. Кучера – Элигий, Фиакрий, Люция. Седельщики – Криспин, Варфоломей, Георгий, Иоанн Креститель, Павел, Вольфхард. Корабельщики – Христофор, Эразм, Андреас, Клеменс, Гоар, Николай, Плацид. Корзинщики – Антоний-отшельник, Павел-отшельник, Марк. Космонавты – Иосиф из Купертино. Красильщики – Мавриций, Лидия, апостол Симон. Крестьяне, земледельцы, сельские жители – Исидор, Георгий, Нотбурга, Леонард, Венделина, Антоний-отшельник, Арнольд, Фиакрий, Иоахим, Иоанн Креститель, Люция, Маргарита, Мартин, Мелард, Винтир. Пастухи – Дрого, Германа, Ирмунда, Геновефа, Венделина. Овчары – Венделина. Пчеловоды – Амбросиус, Бернхард. Садоводы, садовники – Адалард, Доротея, Мария-Магдалина, Адам, Агнеса, Варфоломей, Фиакрий, Гертруда, Роза из Лимы, Ева, Урбан, Фока, Трифон. Скотоводы, сыровары – Угоццо. Кровельщики – Барбара. Кузнецы – Адриан, Бернгард (Изготовители ножей – Клодоальд, Хелена, изготовители подков – Элигий, изготовители ножей – Иоанн Креститель, Мавриций, работающие по меди – Петр, Вит). Лесничие, лесники – Евстахий, Губерт. Летчики – Кристоф, Элиас, Лореттская Богоматерь. Мельники – Гоноратус Амьенский, Моника, Урсус, Екатерина Александрийская, Арнульф, евангелист Иоанн, Виктор Марсельский, Винох, Кристина, Верена (на ветряных мельницах – Блазиус). Миссионеры – Франциск, Ксаверий, Терезия, Франц Соланус, Леонард. Могильщики – Антоний-отшельник, Иосиф Ариматейский, Рохус, Тобиас. Моряки – Николай, Христофор, Эразм. Музыканты, певцы – Цецилия, Григорий Великий, Блазиус, Дунстан, Генезиус. Певцы – Амбросий, Арнольд, Блазиау, Генезиус, Иоанн Креститель, Лео, Цецилия, Екатерина Болонская. Хористы – Григорий Великий. Мыловары – Флориан, Блазиус. Мясники, колбасники – Антоний, Варфоломей, Адриан, Маттиас, Николай. Нищие – Эгидий, Алексий, Бенедикт Лабре, Елизавета, Юлиан. Нотариусы, писари – Марк, Николай, евангелист Иоанн. Ночные сторожа, вахтеры – Петр Алькантарский. Оптики – Губерт. Охотники, стрелки – Эгидий, Кристина, Евстахий, Губерт. Паломники, пилигримы – Якоб Старший, Алексий, Бригита, Рафаэль, Рохус. Парикмахеры – Людовик IX Французский, Косма, Магдалена. Паромщики – Кристофор. Священники – Иоанн-Мария Вьянней. Исповедники, духовники – Иоанн Непомук, Магдалена, Петр, Раймунд Пенафортский. Проповедники – Амброзиус, Иоанн Златоуст, Петр Златослов, Павел. Пономари – Гвидо. Церковные служащие – Гвидо, Антоний Падуанский, Тарзитий. Печатники – Августин, Екатерина Александрийская, Людвиг, евангелист Иоанн. Переплетчики – евангелист Лука, Варфоломей, Целестин, Людвиг, евангелист Иоанн. Писатели – Франциск Сальский, евангелист Иоанн. Поэты – Михаэль, Григорий Нацианцский, Проспер. Корреспонденты – Франциск Ассизский. Редакторы – Франциск Сальский. Плотники – Иосиф, Колетта. Деревообделочники – Винцент, Вольфганг. Обойщики – Аарон, Людвиг. Столяры – Иосиф. Повара, кухарки – Лаврентий, Марта. Пекари – Гоноратус, Клеменс, Елизавета, Николай, Базиль, Лаврентий. Пожарные – Флориан, Барбара. Лаврентий, Мамерт. Полицейские – Север. Таможенники – Матвей, Закхей. Портные – Герард, Иоанн Креститель, Адам, Анна, Франциск Ассизкий, Николай, Мартин Турский. Швеи, портнихи – Анна, Люция. Перчаточники – апостол Варфоломей, отшельник Антоний. Сапожники – Криспин, Криспиниан, Гангольф, Симон, Теобальд. Ткачи – Павел, Франциск Ассизский, Иоанн Креститель, Якоб Младший, Летус, Николай, Север, Екатерина, Вероника. Шапочники – Яков Старший, Барбара. Почтальоны – Габриэль, Андриан. Прачки – Клара, Вероника, Хуна, Мавра, Екатерина Сиенская, Лаврентий. Путешественники – Иосиф, Николай, Тобиас, Антоний Падуанский, Гертруда, Каспар, Людвиг, Меннас, Рафаэль, Юлиан. Рабочие – Иосиф, Бонавентура, Анна, Марта, Павел. Подмастерья – Иосиф. Рыбаки, рыболовы – Бенно, Мавриций, Петр, Андрей. Скульпторы – Петр, Рейнгольд, Стефан, Вольфганг, Клавдий, евангелист Иоанн, Лука. Художники – евангелист Лука. Слесари – апостол Петр, Леонард, Бальдомер, Эгилий. Токари – Губерт, Иво, Эразм. Слуги, служанки – Колетта, Марта, Нотбурга, Зита, Анна, Армелла, Бландина, Кристиана, Дула, Зерафия, Сибиллина. Лакеи – Виталий, Адельхейм, Иво, Гвидо. Стекольщики – евангелист Марк, Лавренций, Лука, Елизавета, Якоб Ульмский. Студенты – Альберт Великий, Алоизий, Иоанн Бергманс, Иоанн Мария Вьянней, Иосиф Купертинский, Людвиг Тулузский, Станислав Костка, Фома Аквинский, Екатерина (для студентов-философов), Августин и Иероним (для теологов). Школьники – Бенедикт, Григорий Великий, Николай, Касьян. Телевидение – Клара. Теологи – Альберт Великий, Августин. Торговцы – Гомобонус (Гутман), Михаэль, Марк, Франциск Ассизский, Гвидо, Якоб Младший, Меннас; торговцы скотом – Эгидий, лошадьми – Эгилий, картинами, книгами – евангелист Иоанн, Иоанн Божий, полотном, холстами – Вероника, железом – Петр, зерном, хлебом – Николай, тканями – Иоанн Креститель, Мартин, церковными украшениями – Лидия. Лавочники – Михаэль, Франциск. Трактирщики – Авраам, Марта, Закхей, Гоар, Юлиан, Теодот. Трубочисты – Флориан, Иоанн Креститель Угольщики, углекопы – Александр, Лаврентий. Узники, заключенные – Леонхард, Рохус, Вальтер, Барбара, Петр Ноласкус. Философы – Екатерина Александрийская, Фома Аквинский, Юстин. Часовщики – Эгилий, Петр. Чиновники – Матвей, Закхей. Экономки – Марта, Схоластика, Врена, Виборада. Ювелиры – Бернвард, Эгилий, Анастасий, Дунстан. Юристы – Екатерина, Иво, Раймунд Пеннафортский. Судьи – Хрисанф, Иво, Николай, Бриктий Турский, Дарья. Источник, увы, не помню. Некоторым святым вменили в обязанность покровительствовать современным занятиям, но, телевизионщиков и тп. удалять из текста не буду = )

Alessandro Farnese: Может быть, этот ?

Capriccio: Alessandro Farnese Замечательное дополнение спасибо!


Capriccio: Символы христианства Агнец — ветхозаветный прообраз жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва). Агнца приносили в жертву, его вкушали иудеи на Пасху. Агнец - символ Христа, который жертвуется для нас. Про него пророк Исайа говорит; " Словно агнец, которого ведут на заклание, словно немая овца перед стригущими, не открывал уст Своих" (Ис.53.7). Поэтому Иоанн Креститель называет Христа агнцем: "Вот Агнец Божий, который искупает грехи мира. (Ион.1.29). Изображение Христа в виде Агнца намекало на тайну Крестной Жертвы, но не обнаруживало ее перед нехристианами; однако во времена широкого распространения христианства оно было запрещено 82 правилом VI (V-VI) Вселенского собора 692 г., поскольку первенство в почитании должно принадлежать не прообразу, а самому образу Спасителя "по человеческому существу". По отношению к "прямому образу" такие символы являлись уже пережитками "иудейской незрелости". Агнец есть евхаристический образ, и в христианской иконографии он нередко изображается на дне литургических сосудов. Агнцем называется в современной литургической практике и часть просфоры, освящаемая в Евхаристии. Агнец может изображаться на скале или камне, из подножия которого бьют струи четырех источников (символы Четвероевангелия), к которым устремляются другие агнцы - апостолы или, шире, вообще христиане. Агнец из мозаик Равенны (VI в.) изображен с нимбом, на котором - хризма; тем самым его соотнесенность с Христом предстает как совершенно бесспорная. Агнца Божьего часто изображают с нимбом, стоящего на небольшом холме, с которого стекают четыре водных потока (Откр. 14:1). Холм олицетворяет Церковь Христову, гору дома Господня. Ручьи являются символом четырех Евангелий, четырех райских рек, которые своим течением постоянно пополняют на земле паству Церкви Христовой. Агнец на плечах Доброго Пастыря божественной радости о пропавшей овце - кающемся грешнике - в Евангелии от Луки (Лк 15:3-7), где раскрывается и пророчество Исайи: "Агнцев будет брать на руки и носить на груди своей, и водить дойных" (Ис 40:11). Тут тайна искупления мира во Христе, отношения Бога, "полагающего жизнь свою за овец" (Ин 10:11), к людям. Овца в данном случае есть образ падшей человеческой природы, воспринятой Богом и возведенной Им к Божественному достоинству. Изображение пастыря с овечкой на плечах было общеупотребительным обычаем. В катакомбах св. Маркела добрый пастырь изображен молодым юношей в короткой тунике, с ягненком на плечах, а около него стоят овечки. Христианский писатель Тертуллиан (225) говорит, что в его времена на чашах, которые использовались во время св. Литургии, изображали доброго пастыря. Пастух с палкой или дудочкой, стоящий среди овец или несущий на плечах овечку, - символ Доброго Пастыря Христа, Который сам говорил: " Я - добрый пастырь. Добрый пастырь жизнь свою отдаст за овец" (Ион.10.11). К тому же образ пастыря имел и имеет всем понятный смысл, так что и поныне в христианстве принято называть священников пастырями, а мирян - паствой. Агнец, рядом с крестом — в эпоху, когда христианство было запрещенной религией, Распятие изображалось символически. Это мог быть агнец рядом с крестом. Аист — символ благоразумия, бдительности, набожности и целомудрия. Поскольку аист возвещает о приходе весны, его связывают с Благовещением Марии — с благой вестью о пришествии Христа. Возможно, что существующее североевропейское поверье относительно того, что детей матерям приносит аист, произошло от того, что эту птицу связывали с Благовещением. В христианстве символизирует чистоту, благочестие и воскрешение. Несмотря на то что Библия причисляет всех ходульных птиц к "нечистым животным", аист рассматривается иначе, как символ счастья, главным образом потому, что он поглощает змей. Тем самым он указывает на Христа и его учеников, которые уничтожали сатанинские создания. Ангел с огненным мечём — символ Божественной справедливости и гнева. Господь Бог, изгнавши наших прародителей из рая после их грехопадения, поставил "Херувима с огненным мечем, чтобы сторожить дорогу к дереву жизни. (Быт.3.24). В Откровении Евангелиста Иоанна про Сына Человеческого сказано: " Из уст Его выходил острый с обоих сторон меч". (Откр.1,16). Ангел с трубою — символ воскресения и страшного суда. Христос про приход Сына человеческого говорит: "Он пошлет своих Ангелов с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их" (Мтф.24.31). Подобно и апостол Павел о втором Христовом пришествии говорит: " Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде".(1 Фес.4.16). Белая лилия, либо жезл, увенчанный лилией — считался символом чистоты и невинности. Традиционный и неизменный атрибут Гавриила (именно с белой лилией, символом непорочности, является он Деве Марии в Благовещении). Цветок лилии, символ девственной чистоты Девы Марии. Бабочка - символ новой жизни. Одним из прекраснейших символов воскресения и вечной жизни является бабочка. Короткая жизнь бабочки делится на три этапа.Первый, в котором нет никакой красоты — ползающая личинка, гусеница, или, как люди называют ее, червь. Второй — когда это существо превращается в куколку (кокон). Личинка покрывается оболочкой, как бы запечатывается в конверт. Третий — когда обитательница кокона разрывает свою шелковую оболочку и выходит наружу. Это уже зрелая бабочка с прекрасным обновленным телом и ярко раскрашенными крыльями. Крылья вскоре крепнут, и бабочка взмывает ввысь.Поразительно, как эти три этапа жизни бабочки похожи на жизнь в уничижении, смерть и погребение, а затем славное воскресение Христово. Рожденный в человеческом теле, в образе слуги, наш истинный Господь, как писал Исайя, не имел «ни вида, ни величия». Говоря: «Се Человек», Пилат указывал на истерзанное тело, которому вскоре предстояло оказаться в могиле. Наш Господь был погребен в могиле. Но на третий день Иисус воскрес в прославленном Теле,а через сорок дней вознесся на Небеса. Все верующие во Христа также переживают три этапа. По природе греховные, смертные существа, они живут в унижении. Приходит смерть, и их безжизненные тела предаются земле. Но в Последний День, когда Христос вернется во всей Своей славе, христиане последуют за Ним в обновленных телах, созданных по образу прославленного Тела Христова. Белка — у христиан означает алчность и жадность. В европейской мифологии фигурирует белка Рататоск ("грызозуб"), постоянно снующая вдоль ствола мирового дерева и сеющая раздоры между орлом на его вершине и гложущим корни драконом, передавая их слова друг о друге. Она ассоциируется с дьяволом, воплощающегося в этого рыжеватого, стремительного, трудноуловимого зверька. Василиск (от греч. basiliskos — «царёк»). Мифическое создание с головой петуха, туловищем жабы и хвостом змеи. Василиски несколько раз упоминаются в Библии. Упоминается во многих легендах как "страж сокровищ", "царь змей". Пристальный взгляд Василиска превращал любое живое существо в камень. В Средние века они считались вполне реально существующим животными. Упоминается василиск и в книге пророка Иеремии, который с василисками сравнивает Халдеев, посланных Богом для наказания нераскаянных Иудеев заих нечестие (8:17): «Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговаривания, и они будут уязвлять вас…» (лат.: «…guiaecce ego mittam vobis setpentis regulos quibusnewestincantatidetmorifebuntvos…»). В отличие от дракона, который представляет зло в обобщенном виде, василиск угрожает беспечным грешникам в обыденной жизни. Среди смертных грехов он символизирует высокомерие, страсть к роскоши, и с ним, как и со львом и драконом, сражается и поражает их Христос. Распространившийся в конце 15 в. сифилис был назван ядом василиска. Венец из колючего терновника — Вслед за нравственными страданиями (этот сюжет известен как Борение в Гефсиманском саду) Христос претерпел физические муки во время суда над ним. Несколько раз он подвергался издевательствам: его ударил один из служителей на первом допросе у Анны; он был подвергнут поруганию - избиению, оплевыванию; его секли плетьми (сюжет известен как Бичевание Христа); он был увенчан венцом из колючего терновника и осмеян (Увенчание терновым венцом или - иначе - Насмехание над Христом). Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: Радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.(Мф. 27:27-30) . Весы — символ справедливости и символ справедливого Божьего суда. На Страшном суде по левую руку Христа или непосредственно под его престолом разворачивается сцена взвешивания душ, которое проводит архангел Михаил. Он держит в руке весы, и на двух их чашах души - праведника (на правой от архангела) и грешника (на левой). Душа праведника тяжелее, и она перевешивает; чашу грешника тянет вниз дьявол. Так распределяются - кто в рай, кто в ад - представшие на этот Суд воскресшие. Виноград вместе с пшеничными колосками - это обычный орнамент на церковных кивотах и на колоннах иконостасов. Сам Христос называет себя виноградной Лозой, Своего Отца Небесного Виноградарем, а своих учеников - ветвями. "Я истинная виноградная Лоза, - говорит Христос, а мой Отец Виноградарь.…Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы ветви". (Ион.15.1-5.). Пш

Capriccio: Символы христианства - продолжение Свеча в подсвечнике должна читаться: "Мать поддерживает Сына, как подсвечник свечу". Свинья (Вепрь) — служит олицетворением демона чувственности и обжорства, и поэтому она часто выступает одним из атрибутов Антония Великого, который одержал победу над этим демоном. Ненасытность, эгоизм, похоть, упрямство, невежество, но и материнство, плодовитость, процветание и удача. Позитивное отношение к свиньям в большинстве мифов контрастирует с их в основном отрицательной символикой в мировых религиозных традициях. В христианской живописи нередко изображается сцена изгнания бесов из одержимого. Иисус позволил им войти в стадо из 2000 свиней, которые затем бросились со скалы в море. В христианском искусстве свинья символизирует ненасытность и похоть (попираемые обычно аллегорической фигурой Целомудрия), а также лень. Притча об изгнании Иисусом из двух одержимых бесов, которые вошли затем в стадо свиней (Евангелие от Матфея, 8:28—34), символизирует стремление человека очищаться от чувственных излишеств. Семь колокольчиков (цветы) — имеют двойное символическое значение: во-первых, намекают на семь скорбей Девы Марии и, во-вторых, указывают на семь даров Святого Духа: «И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис.11:2–3). Сердце. Встречается в изображениях начиная с XV столетия. Часто излучает языки пламени («пламенное сердце»), что символизирует духовное горение. Сеть - христианское вероучение. Скорпион – указывает на жизнь отшельника в пустыне. Скорпион, кусающий хвостом, воплощал лживость. Скорпион — один из символов зла. Жало, находящееся на конце хвоста скорпиона, содержит в себе яд, и человек, ужаленный скорпионом, испытывает ужасные муки. О нем часто упоминается в Библии: «...и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека» (Откр. 9:5). Из-за своей предательской манеры жалить скорпион сталсимволом Иуды. Скорпион как символ предательства присутствовал на флагах и щитах солдат, которые участвовали в распятии Христа. Из-за своего предательского, часто смертельного укуса является символом Иуды. В средневековом искусстве — знак смертельного предательства, иногда зависти или ненависти. Скорпион встречается также как атрибут аллегорической фигуры Африки и Логики (возможно, как символ последнего аргумента). Собака — Ранние комментаторы Библии придерживались низкого мнения о собаке — как символе нечестивости. Более поздние отцы церкви, а затем и другие средневековые авторы изменили отношение к ней. В эпоху Возрождения собака на портретах ученых-гуманистов и религиозных деятелей стала как бы символом преданности истине. Собаки охотника — (их обычно четыре) персонифицируют четыре добродетели, о чем свидетельствуют относящиеся к ним латинские надписи: "Misericordia" (милосердие), "Justitia" (справедливость), "Pax" (мир), "Veritas" (истина). Страус, откладывающий яйца в песок и забывающий их высиживать — образ грешника, не помнящего долга перед Богом. Стрела или луч, пронзающие сердце. Это аллюзия на слова св. Августина из «Исповеди», касающиеся Божественной любви: «Sagittaveras tu cor nostrum caritatr tua et gestabamus verba tua transfxa visceribus» («Ты уязвил сердце наше любовью Твоею, и в нем хранили мы слова Твои, пронизавшие утробу нашу»). Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона. При первом принесении Иисуса в жертву в Храме присутствовал Симеон, муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева. По вдохновению Святого Духа он пришел в Храм и, взяв Младенца на руки, спел свою последнюю песнь "Ныне отпускаешь" (Лк 2, 25-32), а Его удивленной Матери изрек пророчество: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк 2, 33-35). В этом пророчестве три предсказания, каждое из них относится к кому-то одному: к Иисусу ("Сей"), Израилю и Марии. Три гвоздя стали одним из символов святой Троицы. В искусстве вплоть до XV века Христос изображался пригвожденным четырьмя гвоздями - по одному гвоздю на каждую руку и ногу. Позднее западноевропейские художники - изображают три гвоздя: ноги крест-накрест прибиты одним гвоздем. Наши грехи уничтожены, потому что Бог «пригвоздил [их] ко кресту» (Кол. 2:14). Трилистник-клевер символизирует троицу, объединение, равновесие, а также разрушение. Он может символически заменяться на один большой лист. В христианство заимствован как символ троицы и является эмблемой святого Патрика и гербом Ирландии. Туфли, сброшенные с ног — символ святости места, где происходит событие. Такое толкование основывается на словах Бога, обращенных к Моисею, представшему перед горящим кустом: «Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5). Феникс — символ воскресения, христианство, прикоснувшись к своим корням, каждый раз пробуждалось и возрождалось как птица Феникс из пепла. Считалось, что эта мифическая птица несравненной красоты живет в Аравийской пустыне. Продолжительность ее жизни — от трехсот до пятисот лет. Время от времени феникс сжигает себя на погребальном костре, а затем, восстав из собственного пепла молодым и сильным, начинает жизнь заново. Универсальный символ воскресения и бессмертия, смерти и возрождения в огне. Это сказочная птица, умирающая в результате принесения себя в жертву. Она остается мертвой три дня (новолуние) и затем восстает из пепла. Эта символика - лунная, но феникс универсально понимается как солнечный символ. Будучи "огненной птицей", он означает божественность царской власти, благородство и единственность. Символизирует также кротость, поскольку никогда не ломает то, на что приземляется, и не питается ничем живым, но только росой. Во всех вариантах райского сада феникс связан с розой. Феникс стал одним из христианских символов еще в первом веке, поскольку в Первом послании к Коринфянам упоминается легенда об этой птице, рассказанная Св. Климентом. В раннехристианском искусстве феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его особое значение — воскресение из мертвых и триумф вечной жизни над смертью. Позднее феникс стал символом Воскресения Христова. В другом смысле феникс символизирует веру и постоянство. Ранние христиане восприняли этот образ как символ Воскресения Христа и изображали его в надгробной скульптуре. В средние века он обычно ассоциировался с Распятием и был атрибутом персонифицированного целомудрия. Отцы церкви логично рассматривали его как символический образ бессмертной души и воскресения Христа после трехдневного могильного покоя. В "Физиологусе" (2 в.) говорится: Если неразумному животному, которое даже не знает творца всех вещей, дается воскресение из мертвых, то неужели и на нашу долю, тех, кто восхваляет Бога и соблюдает его заповеди, не выпадет воскресение? Флаг триумфа — белое знамя с красным крестом. Этот образ появляется в так называемом Ратманнском миссале середины XII века (Хильдесхейм, кафедральный собор). Христос делает решительный шаг, переступая через передний край саркофага; он держит крест с укрепленным на нем стягом; с этого времени флаг - знак его победы над смертью - становится характерной особенностью всех последующих изображений Воскресения Христа. В качестве эмблемы Доброго Пастыря иногда изображалось знамя с крестом, прикрепленное к пастушескому посоху. Хлеб и вино — "И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: примите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая". Матфей (Мф. 26:23) и Марк (Мк. 14:22-24). Хлеб изображается в виде колосьев (снопы символизируют собрание Апостолов), или в виде хлебов причащения. В катакомбах ранних христиан на стенах можно увидеть изображение: рыба несет на спине корзину с хлебами и бутылью алого вина - так тогда изображали Христа, несущего причастие. Корзина - это образ огромного пирога, от которого достанется всем, как во время оно тысячи людей были накормлены несколькими хлебами и рыбами (насыщение Иисусом Христом пяти тысяч человек пятью хлебами). Цветы — символизируют новую жизнь: Господь пришел на землю – и расцвели цветы. Цветы были привычным украшением на гробах мучеников в катакомбах как символ проходящей человеческой жизни. В книге Иова читаем: "Человек, который родится от женщины, веком короткий и тревоги полный. Вырастает словно цветок, и вянет, и бежит тенью без остановки" (Иов.14,1-2). Св. Апостол Петр поучает: "Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве, засохла трава, и цвет ее опал".(1 Петра 1.24). Чаша, из которой вылезает змея. Происхождение этого атрибута восходит к средневековой легенде, согласно которой жрец языческого храма Дианы в Эфесе подал Иоанну испить отравленную чашу, дабы испытать силу его веры. Иоанн, испив, не только остался жив, но и воскресил двух других, которые до него выпили из этой чаши. Со времен Средневековья чаша стала символом христианской веры,а змея – Сатаны. Череп — в качестве символа победы духа над плотью. Символ смертности всего сущего, обычно изображавшийся в сценах смерти и погребения. Другое основание присутствия черепа - включение в картину мотива Memento mori (лат. – Помни о смерти). Четки — символ набожности и символ служения Церкви и людям. Четки — предельно простая и в то же время предельно емкая и впечатляющая модель времени. С одной стороны, в четках мы видим, что бусинки — они связаны одной нитью — это некий континуум. С другой стороны, есть и корпускулы временные Четыре женские фигуры — это персонификации четырех христианских добродетелей: справедливость, благоразумие, храбрость и умеренность Шесть каменных водоносов (сосуды - обычно в виде античных амфор для омовения рук и мытья посуды до и после еды) — это шесть веков мира. Вода в них, в которой было сокрыто невидимое человеку вино, — это Моисеев закон, за буквой которого скрыт Христос. Писание, понимаемое только буквально, — это всего лишь безвкусная вода, которая, будучи одухотворенной, становится истинным вином. Христос был скрыт от мира, как вино в воде, в течение шести веков (имеются в виду библейские века: Адама, Ноя, Авраама, Давида, Иехонии и Иоанна Крестителя). Он явил себя в седьмом веке, и его царствие будет длитьсядо дня Страшного суда. Шторм на море — Обычно лодку бьют высокие волны. Ветер рвет паруса. Лодка в этом сюжете символизирует церковь, дающую спасение от волн и ветра, то есть от гонений, которым подвергались христиане, а сам сюжет, как трактуют его отцы церкви, - об испытании веры. В христианских изображениях корабля, несущегося по волнам житейского моря под знаком креста и направляющегося ко Христу, адекватно выражен образ христианской жизни,плод которой - обретение вечной жизни в единении с Богом. Яйцо — белоснежная чистота скорлупы, тайна, скрытая под ней, привносили и другие дополнительные значения в символику яйца, что отразилось, например, в алтаре работы Пьетро делла Франчески «Мадонна с младенцем» (1450), в котором яйцо символизирует непорочное зачатие. Яйцо - предмет разнообразной символики, например, пасхальное яйцо - символ весны, признак восстающего от спячки к плодородию естества и аналогия указанного выше воскресения из мертвых. Яйцо — символ надежды и воскрешения. Это символическое значение связано с тем, что из яйца вылупляется птенец. Якорь — символ христианской надежды на будущее Воскресение, как говорит о том апостол Павел в послании к Евреям (Евр 6:18-20). Якорь - скрытое изображении Креста. Он прочно держит корабль возле пристани. Он - символ надежды и спасения. Поэтому его часто можно встретить на гробах христиан. Св. апостол Павел говорит о Боге: "В Нем словно имеем якорь души, безопасный и крепкий" (Евр.:,18). В римских катакомбах II века можно увидеть на стенах крест-якорь и по сторонам от него - две рыбы, а сверху греческая надпись, переводящаяся как "Рыба Живых". Яблоко было символом зла (по латыни слово malum означает как яблоко так и зло). Ящерица –- один из символов зла и искушения дьявола. В христианские времена была воспринята и положительная ее оценка (возрождение, омоложение посредством линьки, страстное стремление к духовному - свету); она изображается на фонарях, ладанках и т. п. Подобно пчеле, ящерица может воплощать душу и в таком виде вышмыгнуть изо рта спящих, которые получают свидетельства этого после возвращения зверька. В раннехристианском тексте "Физиологус" сообщается, что, когда ящерицы стареют и глаза у них затухают, они вползают в щели стен, обращенных к востоку. И когда встает Солнце, "их глаза открываются, и они выздоравливают. И ты, человек, когда... глаза сердца твоего замутятся, таким же путем ищи восходящее солнце справедливости, Господа нашего Иисуса Христа, и Он откроет глаза сердца твоего". Слепая ящерица, которая ищет страну, где восходит солнце, симолизировала грешника, ищущего помощи у Бога. 144 000 (14000) — Умерщвленные Иродом невинные младенцы очень рано стали почитаться как первые мученики за христианскую веру; они были "крещены кровью" или, как иначе говорили, "запечатлены". В Откровении Иоанна Богослова читаем: "И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых". Число, конечно, легендарное. Православная церковь чтит четырнадцать тысяч невинно убиенных в Вифлееме младенцев, и столько же их как пришедших "от великой скорби" будет спасено. 3 — Священное число 3, в ветхозаветных текстах приоткрывающее тайну Святой Троицы, а в Новом Завете свидетельствующее о Ней. (Три странника, явившиеся Аврааму (Быт. 18,1-33); обращенное к Богу славословие серафимов с троекратным повторением слова "свят", о чем сообщает пр. Исайя (6,3); "... все это делает Бог два, три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живым" (Иов. 33,29-30). 40 — Число 40 условно может обозначать период одного поколения или довольно долгий период, продолжительность которого точно установить невозможно: 40 лет странствования по пустыне (Числ. 14,34), 40 лет мирной жизни, которая устанавливалась в период правления каждого Судьи (Суд. 3,11,30; 5,31), 40 лет царствования Давида (2 Цар. 5,4), "сорок дней и сорок ночей", в которые шел дождь во время Потопа (Быт. 7,4). Подобным же образом используются числа 60, 80 (Песн. 6,8), 100 (Лев. 26,8; Еккл. 6,3), "сто крат" ("получит во сто крат" (Мф. 19,29), 1000 (милость Божия действует "до тысячи родов" (Исх. 20,6); для Бога "тысяча лет как день вчерашний" (Пс. 89,5). Помимо условных значений большие числа (100, 1000, "тьма" (т.е. 10000) имеют и гиперболическое значение. 666 — "всем - малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам - положено будет начертание на правую руку их или на чело их. И... никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть" (Откр. 13,16-18). Библейские авторы пользуются - способом передачи имени или названия посредством числа, равного сумме цифр,тождественных буквам, из которых состоит данное слово. Таков несомненно смысл числа 666, хотя количество слагаемых при получении суммы 666 может быть разным и соответственно разными имена или названия, среди которых и ведется поиск имени зверя (Откр. 13,18). 7 — Священное число 7 как символ полноты, завершенности, а также святости ("Благословил Бог седьмый день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих..." (Быт. 2,3), 7 пар чистых животных были взяты в ковчег Ноя (Быт. 7,2); святым в израильском народе признавался каждый 7-й день и каждый 7-й год; в книге Откровения повествуется о 7 церквах, 7 духах, 7 звездах, 7 печатях, 7 трубных звуках, 7 чашах, 7 язвах и 7 ангелах, изливавших чаши, и т.д.). "Кто убьет Каина, (тому - М.И.) отметится всемеро" (Быт. 4,15); "семь раз упадет праведник и встанет; а нечестивые впадут в погибель" (Притч. 24,16); "сколько раз прощать брату моему, -вопрошает ап. Петр. - ... до семи ли раз" (Мф. 18,21). 8 — число восемь это то, что переходит за пределы времени, как такового, и ставит человека перед лицом вечности. В богословии, например, говорится о тайне восьмого дня. Тайна восьмого дня — это тайна вечности, перед которой становится человек. Aльфа и Омега — Употребление и восходит к тексту апокалипсиса: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. (Откр 1:8; см. также Откр 22:13). Начальная и конечная буквы греческого алфавита являют таким образом Божественное достоинство Иисуса Христа, а их соединение с Его именем (хризма) подчеркивает "...Его собезначальное бытие со Отцем, Его отношение к миру, как первоисточника всего и конечной цели всякого бытия". Crisma — греческое название монограммы (собств. "помазание, миропомазание") может переводиться как "печать". Нередко она украшается пальмовыми ветвями или утверждается в лавровом венке (античные символы славы). Хризма - монограмма имени Христова. Эта монограмма, состоящая из начальных букв Х и Р, получила большое распространение, возможно, начиная с апостольских времен. INRI — надпись с указанием вины Христа, полный ее текст при этом выстраивается следующим образом: Сей есть (Матфей, Лука) Иисус (Матфей, Иоанн) Назорей (Иоанн) Царь Иудейский (все). Иоанн свидетельствует также, что надпись эта была сделана на трех языках - еврейском, греческом и латыни. В живописи Средневековья и Возрождения надпись эта приводится на латыни либо полностью: "lesus Nazarenus Rex ludareorum", либо в виде аббревиатуры: INRI. Y-образный крест, указывающий своими "руками" ввысь. Он встречается главным образом в немецком искусстве, поначалу - в XII веке - в книжных миниатюрах, а примерно с 1300-х годов и в монументальных распятиях. источник

Джованни Борджиа: Доминиканцы Доминиканцы — это неофициальное название ордена проповедников-монахов, образовавшегося в тяжелую пору Альбигойских войн. Его утвердил Папа Гонорий III в 1216 году. Орден стал самым могущественным из всех существовавших в то время. В 1232 году глава католической церкви передал монахам ордена право вести Божественный суд, сделав их инквизиторами. Средневековые острословы называли их по сходности звучания псами Господними (Domini canes). Доминиканцы не возражали против такого имени. Герб братьев представляет собой голову овчарки с зажатым в зубах факелом. Братья предпочитали проповедовать, причем таким образом, чтобы проповедь была понятна жителям данной местности, и для этого использовали родной народу язык, будь это даже китайский или монгольский. Основатель ордена Доминик де Гусман до 30 лет ничем особенным не отличался от других сыновей кастильских дворян того времени. Он смиренно удалился в монастырь, где изучал богословие. Но, видимо, что-то переменилось в его мировоззрении, так как он внезапно покинул стены обители, будучи прекрасно подготовленным богословом и профессиональным аналитиком. В 1219 году святой Доминик создал женскую организацию доминиканцев для представительниц аристократических семей, а вскоре после этого и орден рыцарей Христа, в который могли входить миряне. Но от них требовали строгого соблюдения обетов ордена. Доминиканцы полнее других следовали основному своему идеалу — бедности. Так как «псы Господни» появились позже других нищенствующих орденов, то они смогли взять на вооружение уже существующий образец организации. Например, пристанища для своих бродячих проповедников они начали строить с момента образования ордена, а не по мере необходимости, как это делали до них. Еретики представлялись доминиканцам самым большим злом, хищниками и волками, с которыми они, как псы, повсеместно боролись. Для того чтобы наставлять христиан на путь истинный, доминиканцы подавали во всем личный пример, а чтобы знать, о чем думают люди, ими было введено и повсеместно распространено таинство исповеди. В связи с тем, что монахам этого ордена Папой Римским была доверена инквизиция, они активно обучали своих братьев, чтобы те могли быть Божьими судьями и блюсти его закон. И по сей день доминиканцы остаются практически самым образованным объединением нищенствующих монахов. Доминиканцы не обладали богатством и землями, зато они были ближе всего к простому народу, и их осведомленность была всеохватывающей. Они были везде, формировали общественное мнение и политику. За ними стоял опыт создания предшествующих орденов, основатели которых так подняли планку твердости, что у их последователей держать ее просто не хватало, сил, и орден со временем приходил в упадок. Доминиканцы же с самого начала существенно снизили степень своей отрешенности от мира и тем смогли спасти, себя в будущем от подобного кризиса. Благодарю этот ресурс за предоставленную информацию.

Гвидо: Время по церковным службам Часы в "наше" время были огромной редкостью, многим недоступной. Время отмеряли по церковным службам, сроки которых всем были хорошо известны. Итак (часы примерные, временнЫе погрешности были достаточно велики и менялись в зависимости от времени года): - около половины первого ночи – всенощная; - около 4 часов – утреня; - около 7.30 –утренняя месса; - приблизительно с 16.30 до 17.15 – вечерня. Помимо этого в монастырях было определено время для индивидуальной молитвы: - с 13 сентября по 1 ноября – с 6 часов до 6.30; - от 1 ноября до Пасхи и от Пасхи до 13 сентября – с 8.15 до 9 часов. Что любопытно – вплоть до XVI века отсутствовала традиция молиться «про себя», молитвы читались обычно вполголоса.



полная версия страницы