Форум » Manu militari » Оружие » Ответить

Оружие

Caso:

Ответов - 38, стр: 1 2 All

Меркуцио: «Почечный» кинжал, свое название получил от формы гарды, намекающей на наиболее губительный удар в спину. Был распространен в 1300-1600 гг. Здесь представлен образец конца XIV в. «Ушастый» кинжал, свое имя получил от двух дисков, образующих головку. Обычно богато украшен. 1400—1550 гг.

Меркуцио: Хаусвер, крестьянский нож. Многоцелевое оружие, обычно однолезвийное. И попробуйте запретить смерду ношение оружия: это ж универсальный инструмент огородника! Стилет, чисто колющее оружие без лезвий. В XVII— XVIII вв. был широко распространен в Италии. Клинок в сечении квадратный или прямоугольный.

Меркуцио: Вот она - чинкведеа, что означает «пять пальцев» — приблизительная ширина клинка в основании. Тяжелое цивильное оружие, которое носили втайне, за спиной. Кинжал гольбейн. Современное название формы, популярной в Швейцарии. В 1930-е гг. она была скопирована нацистами для форменного кинжала. Средиземноморский кинжал. Формой похож на обычный столовый нож, гарда отсутствует. Италия.


Меркуцио: Отравленные кинжалы. Миф или реальность? Отравленный кинжал - очень популярная вещица в романах фэнтэзи и не только Компактность кинжалов во многих случаях позволяла носить их скрытно — под одеждой. Небольшой кинжал мог быть спрятан даже в рукаве. Но и полноценный корд был совершенно незаметен под плащом. В конечном счете, это свойство здорово подпортило кинжалам репутацию, сделав “классическим” оружием всякого рода негодяев — “рыцарей плаща и кинжала”. В фэнтези кинжал злодея нередко бывает отравлен. Правда, яд на клинке не был прерогативой одних лишь кинжалов. Так, в трагедии Шекспира “Гамлет” фигурирует отравленная шпага. Но чаще всего отравленным бывает именно кинжал. Существовали ли отравленные клинки в действительности? К счастью, нет. Сталь нельзя отравить. Она не впитает яд. В старину воины тщательно полировали свое оружие, чтобы предохранить его от ржавчины. Даже кровь к отшлифованному до блеска металлу не приставала, а скатывалась с него крупными каплями. Обычный клинок отравить даже не пытались. Для того, чтобы внести в рану яд, изготавливался специальный кинжал с продольным желобком на лезвии и емкостью для отравы в рукоятке. Кинжалы такого устройства имели некоторое распространение в Европе 16 века и назывались “флорентийскими”.

Меркуцио: Но и “флорентийские кинжалы” были не более чем сувенирами. Ведь яд не мог попасть из полой рукоятки в рану “самотеком”. Скорее уж брызнувшая из раны кровь проникла бы внутрь кинжала. Кроме того, в средневековой Европе просто... не было яда подходящего для отравления кинжалов. “Таинственные” яды отравителей эпохи Возрождения (вытяжка из бледной поганки, аконит, цикута и мышьяк) не годились для отравления оружия. Немногим шире был и ассортимент веществ, доступных азиатским ассасинам. Более-менее успешно можно было применять только густые, пастообразные яды, застывавшие на клинке тонким слоем — например, кураре. Тем не менее, никто в средневековой Европе не сомневался, что стальное оружие отравить можно. Перед началом боевых действий нередко заключались соглашения о неприменении отравленного оружия (включая отравленные пули). Еще в большей мере европейцы были уверены в использовании дикарями отравленных стрел. Византийцы, в частности, упоминали о страшном яде, который несли славянские стрелы.

Меркуцио: Уверенность людей средневековья в существовании отравленного оружия основывалась на многочисленных случаях смерти, вызванной занесенной в рану инфекцией. Что же еще они могли подумать, если человек, получивший неопасную на вид рану, через некоторое время умирал в страшных мучениях? Особенно часто такие случаи наблюдались именно при ранениях стрелами варваров. Луки варварам служили, в первую очередь, для охоты. А охотник использовал свои стрелы многократно. И не слишком заботился об их чистоте. Ведь костяному наконечнику не грозила коррозия. В результате, в трещины наконечника и верхнюю часть древка стрелы впитывалась кровь убитых животных. Кровь разлагалась, и “бывшая в употреблении” охотничья стрела становилась очень опасной.

Карл VIII: Не знаю что это, но похоже на положения хвата стилета. Подписано: Терция (3), Прима (1), Секунда (2), Квинта (5) Сикста (6), Кварта (4), Октава (8), Септима (7)

Макс фон Фюрстенберг: Судя по виду гарды - это не просто стилет, а его корсиканская разновидность. У классического стилета перекрестие весьма явно выражено.

Nero: Мечи "нашего" времени http://www.nasled.org/vitaz/galerea_oryj/mechi_zap_evropi.htm Меч, т.е. личное оружие, на Западе есть показатель личной свободы человека. Точно также как впоследствии личное короткоствольное оружие револьвер в США стал показателем и гарантом свободы человека. Некоторым отличием от оружия центральной Европы отличается итальянское вооружение начала средних веков, что объясняется традиционализмом итальянцев стремившихся сохранить наследие Рима, например короткие острые мечи. В Испании наоборот длинный меч наследник иберийского меча также продолжает традиции. Мечи этого времени сделаны из стали, длинны, массивны и имеют два лезвия. Острие их часто довольно тупое, так, что они практически не могут служить для укола, но только для удара. Сталь превосходно закалена и очень тверда. Рукоять имеет крестообразную форму с несколько изогнутыми вниз дужками. Западноевропейские мечи около 1400-1450 года. Западноевропейские мечи около 1436-1450 гг.

Nero: Перекрестье западноевропейских мечей около 1436-1450 гг. Рыцари 14-го 15-го веков вооружались седельным мечом (epee d'arcon), носившемся на луке седла (arcon), клинок таких мечей имеет длину до 1 м. Обоюдоострый меч такого типа был для двух рук в связи с чем имел разделенную на две выемки рукоять. Иногда подобный меч делался и полторы руки. Итальянский седельный меч epee d'arcon. На поясе рыцарь 14-го 15-го веков носил поясной меч пригодный больше для удара чем для укола в в связи с достаточно короткой рукояткой. Длина такого меча обычно не превышала 0,84 м. Имелись и удлиненные поясные мечи с общей длиной более метра. Венецианский поясной меч. Западноевропейский удлиненный поясной меч. Некоторые мечи первой половины 15-го века, уже имеют кольца для пальцев, или по крайней мере попытки устройства таких колец учащаются. Рукоять левантийской даги общей длиной 0,95 м, также образует кольцо на перекрестье (гарде). Назначение такого кольца не вполне установлено, существует мнение, что подобное кольцо предназначалось не для помещения пальцев руки, а для подвешивания даги к доспехам или седлу.

Nero: Итальянские сандедеи (sandedei, cinque dea) (чинкведеи) и неправильно называемые linqua di bue (воловий язык) в принципе не мечи, а даги (кинжалы) однако их длина в некоторых случаях не уступала длине коротких мечей (60 см). Рукоять обычно из накладная из кости или дерева. Большие сандедеи можно рассматривать как мечи. Сандедеи обычно служили не боевым, а парадным и охотничьим оружием. Итальянские чинкведеи (сандедеи), 1500 года. Первый слева работы Эркола де Фидели. Лезвия высокохудожественно отделаны рисунками и надписями. Итальянский чинкведей работы Эркола де Фидели 1500 г, итальянский меч 1500 г.

Nero: Слева рукоять типа a oreillons, далее меч Цезаря Борджиа, далее меч немецкой работы баронов Нюрнберг-Крессенштейнов, меч последнего маврского короля Испании Боабдила. Итальянский меч предположительно также двора Цезаря Борджиа. Поперечные удары обычным мечом не могли прорубать сплошные доспехи, и даже крепкую кольчугу, поэтому на Западе стали применять большой меч с острием, о котором беспрестанно упоминают писатели 14 века. Такой тип меча мог применяться как седельный, но в то же время и как оружие пехотинцев-ландскнехтов. Меч мог быть как двуручным, так и в полторы руки. Западноевропейские мечи типа «длинный катцбальгер» 1500-х годов.

Nero: Большую шпагу (спадон, zweihander, spadon) удерживаемую двумя руками употребляли в Германии и в особенности в Швейцарии от 15-го века до 17-го века. Спадоны достигали громадных размеров, даже до человеческого роста. Спадоны употреблялись только небольшим числом очень опытных воинов, рост и сила которых превышала средний уровень. Эти воины, являясь «jouer d'epee a deus mains» находясь во главе отряда, ломали спадонами древки пик и прокладывали дорогу, опрокидывая неприятельские войска. Кроме того, d'epee сопровождали в стычке знатных лиц, они прокладывали им дорогу, а в случае падения последних, охраняли их страшными размахами спадона, пока те не поднимались с помощью пажей. При ходьбе спадон переносился на спине подобно тому как музыканты носят виолончель. Западноевропейские двуручные мечи (спадоны) 1500-х годов.

Nero: Подробнее, про удивительную штуку под названием Чинкведеа Это полумеч, полукинжал, появившийся в эпоху итальянского Ренессанса на волне интереса итальянских дворян-нобелей к античной (древнегреческой и древнеримской) культуре. Это оружие не перепутаешь ни с каким другим. Чинкведеа характеризуется очень тонкой рукояткой и очень широким треугольным клинком. Сначала изготовлялся больше как дорогой новодел, реплика античных древнегреческих коротких мечей для тяжелых воинов – паразониума (длинного) и пугио (короткого). Чисто «для понтов», повыделываться друг перед другом. Оружие быстро стало частью одежды северо-итальянской знати. Википедия: «Чинкуэда, или чинкведеа (от итал. «cinquedea» – дословно «божественная пятерня»), может быть отнесен как к мечам, так и к кинжалам… Чинкуэда имеет несколько характерных особенностей, которые выделяли его среди остального клинкового оружия. Его клинок, имеющий широкое основание (откуда и происходит его название «пять пальцев»), резко сужается к острию. Еще одной характерной особенностью является его большой вес».

Nero: Богато украшенные короткие мечи такой своеобразной формы сначала изготовляли как украшение парадного гражданского костюма. Каждый меч украшался тонкой рукояткой с костяными накладками (под старину, как делали оружейники Древней Греции) и позолоченной гардой (перекрестьем для защиты кисти). На дорогих экземплярах золотая насечка покрывала и часть клинка. На очень дорогих клинках гравировались целые картины, благо ширина клинка (до 8 см) позволяла. Иногда очень длинные мечи делали двуручными, держать за тонкую рукоятку тяжеленный меч было очень неудобно. Именно из-за этой неудобности и большого веса, спрос на такое оружие, за неполные 50 лет разошедшееся по всей Италии и большей части Франции, резко упал. И тогда итальянские кузницы города Вероны, где ковалось это уникальное оружие, стали расширять сферу своего влияния не только на богатых дворян, но и на поднимавших голову зажиточных торговцев и ремесленников. Длину клинка стали резко сокращать, и чинкведеа стал больше напоминать не меч, а кинжал. Но оружейники и торговцы оружием называли его по прежнему «меч», чтобы набить цену, статусную составляющую. Чтоб было всё как у богатых, итальянских нобелей и французских шевалье… Насытив и этот рынок, итальянские оружейники ещё больше сократили длину клинка и снизили цену. Популярное, «раскрученное», хотя довольно тяжелое и неудобное, оружие стали покупать бедные и горожане и разбойники для скрытого ношения. За сто лет с начала производства в середине 15-го века длина клинка уменьшилась более чем в три раза.

Nero: Такие короткие и простые в изготовлении кинжалы изготовлялись не только по всей Италии, но и во Франции и Бельгии, поближе к потребителям, потому что вслед за Италией и Францией оружие это распространилось среди зажиточных горожан промышленных бельгийских и немецких городов. Носили такие короткие кинжальчики за спиной, чтобы можно было одним рывком выхватить и метнуть нож в противника. Чтобы не запоминать мудрёное итальянское название, его называли просто «бычий язык» из-за своеобразной формы клинка. Как показатель статуса этот меч в Италии и Франции «убила» дворянская шпага ещё в 16-м веке, а вот городская беднота таскала тяжёлый, не совсем удобный, но крепкий и устрашающего вида «воловий язык» ещё очень долго. Есть сведения, что как средство самообороны этот своеобразный кинжал использовался жителями немецких городов до начала 19-го века. И ещё одна историческая справка: «воловий язык» никогда не был военным оружием. Носило его только гражданское население. Но уж зато… от королей до бродяг. Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-53900/ © Shkolazhizni.ru

Nero: Еще немного о статусности и традициях... http://www.nasled.org/vitaz/galerea_oryj/mechi_zap_evropi.htm Немного ранее "нашего времени" в головку рукоятки меча начинают вделывать реликвии, например части мощей святых, над мечами произносятся клятвы, перед мечами совершаются молитвы, а совсем не потому, что рукоять меча образует крест как думали раньше. Существовал обычай подносить к губам рукояти мечей в знак приветствия, или перед битвой, такой обычай сохранился при штурмах до конца 19-го века. Примерно в это же время клинки мечей стали украшать различными надписями ( в основном религиозного содержания), лозунгами и датами выделки клинка или меча, обычно в римском написании (позже и на национальном языке и арабскими цифрами). Иногда надписи носились в сокращенном виде (в виде заглавных букв фразы). Например, надписи религиозного содержания: «А.M.D.» (Ave mater Dei- славься матерь божья) «A.S.V.» (Ave Santa Virgo-радуйся святая дева). Или в виде светских лозунгов часто соответствующих лозунгам орденов, например : Rubet ensis sanguine Arabum- (меч краснеет от крови арабов). Nemo me impune lacessit- (никто не тронет меня безнаказанно). Многие лозунги были настолько религиозны и высокопарны, что просто не могли не дисциплинировать хозяев мечей. В том числе и таким образом формировалось понятие рыцарской чести отличавшей свободных людей Запада от никогда несвободных от князька или царька-батюшки русских бояр и их дружинников.

Nero: Рыцарские мечи Запада были благородным оружием по преимуществу. В продолжении месяцев их оставляли лежать на алтарях, они участвовали в литургии, их благославляли священники и даже освящали. Лучшие мечи хранились в сокровищницах монастырей под алтарями, на могилах своих бывших владетелей. Мечам дают имена пример «Дюрандаль», как-то делалось во времена Каролингов; при инвеституре, короновании, посвящении они участвуют в церемонии в силу строго соблюдаемого постановления. Их происхождению часто приписывали сверхъестественный характер; некоторые из них по историческим источникам действительно обладали волшебными свойствами. Тут стоит отметить, что в связи с успехами кино всеобщее и повальное увлечению японскими мечами и ритуалам с ними, не оставляет место совсем близкому к нам, т.е. мечам Западной Европы, хотя их ритуальность вообще не уступает японской. На Руси к оружию так никогда не относились. На Руси к мечу всегда относились точно так же как к кайлу или лопате. Как к рабочей лошади, как просто к одному из инструментов для убийства. Просто совсем не было воображения. Не знаю, что можно сказать по поводу "отсутствия воображения", но некая правда здесь, по-моему, присутствует. Во всяком случае, эта точка зрения имеет место быть, и материал для мыслей и постов подходящий.



полная версия страницы