Форум » Manu militari » Женщины-рыцари Средневековья » Ответить

Женщины-рыцари Средневековья

Battistina Cibo: ВНИМАНИЕ! Материал заслуживает самой внимательной проверки. Всем желающим прокомментировать - пожалуйста, не стесняйтесь.

Ответов - 10

Battistina Cibo: Из самиздата: Женщина в английском Средневековье Опубликовано тут, пост от 08.08.12 23:12 http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=396449 В 1148 году Тортоза была сарацинской крепостью, которая контролировала морскую торговлю, а точнее, сильно ей мешала. Мешала настолько, что ее взяли штурмом соединенные силы англичан, французов, и тамплиеров Англии, Франции и Испании, которые были собраны для участия во Втором крестовом. Руководил ими граф Раймунд (Рамон) Бернджер IV. Потом начались проблемы. Поскольку поход был неудачен, начались внутренние распри, поиски виновных, и сарацины решили этим воспользоваться. В 1149 году они атаковали крепость и город, и отражать эту атаку пришлось женщинам, потому что мужчины были заняты осадой Лериды. Это было потрясающе, потому что женщины благополучно отбились не от какого-то отряда, а от регулярных войск, и отнюдь не швыряясь камнями, а сражаясь в мужских доспехах. Когда подошли силы графа Раймунда, дело уже было сделано, и графу осталось только отблагодарить женщин Тортозы за доблесть, что он и сделал. Он основал для них рыцарский орден, который назывался orden de la Hacha, Орден Топора, the Order of the Axe (основное оружие сражавшихся, боевой топор). Замужним женщинам были даны одинаковые рыцарские права с их мужьями, незамужним – с их отцами и братьями. Это был боевой рыцарский женский орден, опознавательным знаком которого было изображение красного топора на тунике.

Battistina Cibo: Удивительно мало пишут об этом событии, поэтому многие о женщинах-рыцарях просто никогда не слышали. Членов ордена называли Cavalleras, Equitissae и Militissae. Для них был учреждена форма, напоминавшая форму капуцинов, они были освобождены от налогов, они получили право участвовать в тех же сборах, что и мужчины, сидеть выше их, и передавать рыцарский титул по женской линии. Известно, что в 1472 году, при осаде бургундцами Бове, атака была отбита под руководством Жанны Аше, члена Ордена Топора. Орден никогда не был расформирован, и предполагается, что он исчез сам по себе, со смертью последней женщины-рыцаря. У Ордера Рыцарей Святой Марии было несколько наименований: The Order of the Blessed Virgin Mary, the Order of Saint Mary of the Tower и the Order of the Knights of the Mother of God. Этот орден тоже был военным, но не был чисто женским. Основан он был Лодериго д’Андало в 1233 году в Болонье, и, несмотря на то, что являлся орденом религиозным, принимал в свои ряды и женщин. Папа одобрил устав ордена, задачи которого были обозначены следующим образом: «членам ордена дозволяется носить оружие для защиты католической веры и религиозной свободы, и должен это делать по специальному призыву римской церкви. Для подавления гражданских волнений, они могут иметь только оружие, предназначенное для защиты, и только по разрешению епископа». Женщины в этом ордене носили звание militissa. Орден был предназначен для успокоения стычек между гвельфами и гибеллинами, в чем имел довольно скромный успех. Был распущен в 1558 году.

Battistina Cibo: Было женское отделение даже в ордене Калатавра, в Сан Фелисес де лос Барриос. Основанный в 1157 году, орден воевал за королей Кастилии и Арагона с сарацинами. Необходимость в этом ордене отпала еще в 1492 году после взятия Гранады, но расформирован он был только в 1838 году. Женщины были в Тевтонском ордене, практически с самого начала. Они полностью принимали стиль орденской жизни и его дисциплину. В начальный период женщины ордена выполняли обязанности лекарского и обслуживающего персонала, но в 1190-м в Тевтонском ордене появились военные женские подразделения. Орден потерял влияние в 1525 году, и был распущен в 1809.


Battistina Cibo: Для женщин-аристократок в Европе были созданы следующие рыцарские ордена: Катарина Воу создала один во Фландрии, в 1441 году. Кем она была – трудно сказать, скорее всего, принадлежала к Бургундскому двору. Через 10 лет Изабелла, Элизабет и Мэри из рода Хорнов создали несколько монастырей, где женщины, после 3 лет послушничества, производились рыцарем-мужчиной в ранг рыцарей, прикосновением меча и с обычными в таких случаях словами посвящения. Об этом упоминается у Du Cange (не рискую перевести на русский), то есть эти ордена существовали еще в 17-м веке. Он пишет в своем Глоссариуме о том, что этот обычай практикуется в Брабанте, в монастыре св. Гертруды. Об этих женских рыцарских орденах, их целях и задачах известно настолько мало, что даже неясно, существуют ли они в наши дни. В сущности, аристократия никуда не делась, титул рыцаря никуда не делся – о них просто перестали говорить в массовой медии.

Battistina Cibo: Разумеется, в Англии был Орден Подвязки, который англичане лишь бы кому тогда не давали. Тем не менее, рыцарями ордена между 1358 и 1488 стали 68 женщин: все консорты, все женщины королевской крови и все жены рыцарей Ордена – но не только. Поскольку отметка ордена делалась на могильных камнях его членов, известны практически все женщины-рыцари этого ордена, причем рыцарство в те годы отнюдь не было церемониальным, а всегда предполагало серьезную подготовку. Я встречала обсуждение того, почему так мало известно о военной тренировке женщин, о женщинах-рыцарях, вообще о женщинах-воинах Средневековья, и объясняют этот факт историки (Беннетт, Голдсмит, Лейзер) тем, что не пишут про то, что само собой подразумевается, что является общей практикой, не заслуживающей какого-то особого удивления. В конце концов, мы имеем яркий пример Жанны д’Арк. Никто же может всерьез подумать, что пастушка надела доспехи, вскочила на рыцарского коня, и повела армии через многодневные переходы вот просто так, без всякой подготовки.

Battistina Cibo: Да и только ли Жанна может быть иллюстрацией женской военной доблести? Эмма, 16-летняя графиня Норфолкская, в 1075 году осталась защищать себя и Норфолкский замок сама, потому что муж ее, по сути, бежал в Данию. Делала она это настолько успешно, что королевские силы предпочли с ней договорится о том, что она сдаст замок при условии, что и она сама, и ее войско свободно покинет замок, и в течение 40 дней покинет страну. Эмма Норфолкская со своим отрядом отбыла в Бретань, где позже и встретилась с мужем. Уррака, королева Леона и Кастилии, в 1100-х годах воевала, сама водила войска, вступала в союзы дипломатические и любовные, манипулировала окружающими и силой, и сексом. Испанские хроники описывают ее нахрапистую политику удивительно кротко, называя Урраку правительницей бережливой, скромной и разумной, относя прочее к «слабостям ее пола», хотя зарубежные наблюдатели сухо констатировали, что ни у кого не остается и тени сомнения, в чьих руках находятся бразды правления во всех альянсах Урраки.

Battistina Cibo: Тереза Португальская, графиня-бастард, оттеснила в 1112 году мавров за Мондегу, отстояла Коимбру, и получила за эти заслуги письмо от самого папы, где он именовал ее королевой. Матильда Рамсбери отстаивала замок своего любовника-епископа так отчаянно, что королю Стефану Блуасскому удалось настоять на сдаче только угрозой повесить сына Матильды. А чего стоят королева Мод, Гаита Ломбардская, и те бесчисленные и безымянные женщины, бившиеся вместе с мужчинами в крестовых походах… Те самые, о которых писал Имад ал Дин (1125 – 1201 гг), биограф Саладина о битве при Хаттине«Among the Franks there were indeed women who rode into battle with cuirasses and helmets, dressed in men's clothes; who rode out into the thick of the fray and acted like brave men although they were but tender women, maintaining that all this was an act of piety, thinking to gain heavenly rewards by it, and making it their way of life. Praise be to him who led them into such error and out of the paths of wisdom! On the day of battle more than one woman rode out with them like a knight and showed (masculine) endurance in spite of the weakness (of her sex); clothed only in a coat of mail they were not recognized as women until they had been stripped of their arms. Some of them were discovered and sold as slaves.» (Francisco Gabrieli. Arab Historians of the Crusades. Berkeley: University of California Press, 1969, 207). Возможно, на войне женщине действительно не место. Но от средневековой женщины, особенно женщины дворянского происхождения, ожидалось, что она сможет защитить своих и свое там, где мог бы это сделать ее отец, муж или брат.

Battistina Cibo: Мне хотелось найти еще какие-либо упоминания о женщинах-рыцарях, поближе к "нашей" теме. http://nclub.forum2x2.ru/t234-topic автор Dylan в Вс 11 Апр 2010, 01:53 Кое-что действительно обнаружилось: Матильда, графиня Тасканская, также известная как Матильда Каннозза, родилась в Северной Италии в 1046 году. С детства она обучалась владеть оружием. Впервые она приняла участие в сражении на стороне своей матери в 1061 году, защищая интересы Папы Александра II. Когда в 1069 году умер ее отчим Дюк Годфри, Матильда приняла командование армией. Ее описывают лично ведущей свои отряды, сжимающей в руке меч отца. Она провела около тридцати лет в войне на службе Папы Григория VIII, а затем Папы Урбана против Немецкого императора Генри IV. Дважды была замужем, но осталась бездетной. К старости удалилась в монастырь бенедиктинцев, но в 1114 году, когда в близлежащем городе Мантуйе случилось восстание, угрожала повести армию на восставших. Умерла в 1115 году. Алруд, графиня Бертинорская в Италии, вела свою армию и сорвала штурм Ауконы в 1172. Она также приняла участие в нескольких сражениях, по пути в свой замок. Папская булла 1189 года запрещала женщинам принимать участие в Третьем Крестовом Походе. Но ее широко игнорировали. Королевы Элеанора Аквитанская, Элеанора Кастильская, Маргарита Прованская, Флорина Датская и Беренгария Наваррская , как известно, ушли в Крестовый Поход. Гилберт де Ногент написавший историю Крестовых походов, упомянул среди прочего и "отряд Амазонок", сопровождавших Императора Конрада в Сирию, а также женщин-крестоносцев в армии Вилльяма, графа Поитье.

Battistina Cibo: В 14 веке в Италии,Люция Станга отмечалась как почетный конный фехтовальщик. Мария Поццуоли. Из письма кардиналу Джованни Солонна. 23 ноября 1343г. "Из всех чудес Господа, "кто один делает великие чудеса", он не сделал ничего на земле более изумительного, чем человек. Из всего, что мы видели в тот день, из всего, о чем сообщит этот отчет, наиболее выдающейся была могущественная женщина Поццуоли, сильная телом и духом. Ее имя - Мария, и, соответствуя своему имени, она - девственна. Хотя она постоянно среди мужчин, обычно солдат, общее мнение утверждает, что она никогда не опозорила своего целомудрия, ни в шутку, ни в серьез. Мужчин отталкивает, как они говорят, больше страх, чем уважение. Ее тело больше соответствует воину, чем девушке, ее сила такова, что ей позавидует любой закаленный солдат, ее умение и сноровка необычны, она молода, ее внешний вид и стремления как у сильного мужчины. Она думает не о чарах, а об оружии, не об искусствах и ремесле, а о стрелах и копьях. На ее лице нет следов поцелуев и сладострастных ласк, но облагорожено ранами и шрамами. Ее первая любовь - оружие, ее душа бросает вызов смерти и мечу." В Ежегоднике Королевского Арсенала за 1457 содержатся имена людей, призванных в армию. В списке можно разобрать 174 имени, из них 5 (2,9%) являются женскими. Элис Хэммел имела свой жак, меч, баклер, салад, лук и стрелы. У Элис Гаре был лук и пластинчатый доспех. Маргарет Атин и Сэлли Пенс не имели собственного вооружения, но его не имели и 39% людей, упомянутых в списке. Катерина Сфорза, была дочерью Дюка Миланского. Она вышла замуж за Джироламо Риаро, племянника Папы Сикстуса IV. Она, как считают, превосходила других в неистовых атлетических спортивных состязаниях. В 1483 году она защищала территорию своего мужа от Венецианцев. Будучи на седьмом месяце беременности, она удерживала крепость в St. Angelo после смерти Папы Сикстуса, пока его наследник не мог претендовать на нее. После смерти мужа она единолично правила Форли и Имолой в Италии от имени своего сына. Катерина сражалась во многих компаниях и даже отказалась сдаться в обмен на свободный проход во время одной из осад. Ее взяли в плен в 1500 и в конечном счете отпустили в 1501 году. Умерла в 1509 году.

Battistina Cibo: Помещаю также материал с конкретными ссылками на первоисточники. ДЕТИ и ЖЕНЩИНЫ в РЫЦАРСКИХ ОРДЕНАХ Демурже А. "Рыцари Христа" Спб.: Евразия; 2008, - 542, (2) с. Военно-монашеские ордены, несмотря на свою предубежденность, принимали женщин. Тот факт, что почти во всей Европе женщины стремились вступить в военный орден, говорит о том, что эти ордены глубоко укоренились в обществе того времени. Дальнейше - под катом: http://www.templar.globalfolio.net/Epoha/voeno_monasheskije_ordena/orden_deti_gencini.htm Во взрослом возрасте в военно-монашеский орден вступали свободно и добровольно. В принципе — потому что семья, род, вассальная группа, окружающая сеньора, иногда влияли на выбор индивидуума, побуждая его отправиться в крестовый поход или вступить в орден: так, Теодорих, маркграф Майсенский, во время крестового похода в Пруссию 1272 г. добился вступления в Тевтонский орден двадцати четырех членов своего рода.[Forey, A. J. Recruitment of the military orders (twelfth and mid-fourteenth century // M.O.C., II. P. 164. — Petrus (de Dusburg). Chronik des Preussenlandes (Chronicon terre Prussiae). Übers, u. eri. von Klaus Scholz u. Dieter Wojtecki. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1984. III, 133. S. 252-253.] Военный орден нуждался в воинах, а значит, во взрослых мужчинах. Показания, полученные от тамплиеров при допросах в ходе их процесса, выявляют, что в возрасте менее 20 лет в орден вступило едва ли 3% тамплиеров.[Forey, A. J. Towards a profile of the Templars in the early fourteenth century // The Military orders, I. P. 197.] Уставы и статуты не одобряли прием детей. Например, устав Храма: «Хотя устав святых отцов допускает прием детей в монастырь, мы не советуем обременять себя ими» [У.Т.1, t. I, c. 214 (лат., ст. 59) и 260 (фр., ст. 4).]. Тем не менее Храм — и вместе с ним все остальные ордены — если не набирал, то по крайней мере принимал детей, которых помещали в него родители. Как отвергнуть отпрыска семьи благодетелей ордена! Знать пристраивала младших сыновей в военные ордены, так же как в Клюни или другие места. Тамплиеры, госпитальеры и тевтонцы принимали облатов — детей, предложенных ордену, — как и клюнийцы [Magnou, E. Oblature, classe chevaleresque et servage dans les maisons méridionales du Temple au XIIe siècle // Annales du Midi. 73 (1961).]. Составляя завещание в 1172 г., Гильом де Монпелье завещал свое достояние старшему сыну, а за его отсутствием — первому из младших, присовокупив: «Доверяю своего сына Ги на воспитание заботами и под охраной дома Рыцарства Храма и братьев Храма и прошу, чтобы они взяли его в ближайший праздник в означенном году на шесть лет». По истечении этого периода Ги даст обет. Но если тем временем скончаются два его старших брата, оставшийся в живых сын, ставший сеньором Монпелье, заберет его и будет содержать.[Vic, Claude de; Vaissète, Joseph. Histoire générale du Languedoc. T. VIII. Toulouse: E. Privât, 1879. P. 287-292.] Итак, детей не отвергали, но устанавливали минимальный возраст для принятия обета: у госпитальеров — 20 лет, у испанских орденов цистерцианского подчинения — 18 лет (Сито, в отличие от Клюни, не принимало облатов), у Сантьяго — 15 лет, у тевтонцев — 14 лет. У последних дети до 14 лет, приведенные в орден родителями, служили хористами. В любом случае, достигнув возраста обета, дети должны были вновь обрести свободу выбора [У.С., с. 102-103 (ст. 16); У.Тевт., с. 51 (ст. 30).] . Со временем этот возрастной барьер стали не всегда учитывать, как показывает difinicio моримонского аббата для Калатравы за 1468 г.: здесь говорится, что дать обет поступления в орден можно в возрасте не младше 10 лет, а получить командорство — в возрасте не раньше 17 лет [O'Callaghan, J. F. «Difiniciones» of the order of Calatrava... 1468 // Calatrava, IX. P. 248 (art. 23).]. Более строго ордены относились к возрасту братьев-священников или капелланов: Госпиталь принимал только тех, кто уже получил младший чин церкви; желающий получить священство должен был уже достичь совершеннолетия и пробыть год послушником; наконец, нельзя было стать священником в возрасте моложе 26 лет [Legras A.-M., Lemaître J.-L. La pratique liturgique des templiers et des hospitaliers de Saint-Jean de Jérusalem // L'écrit dans la société médiévale: divers aspects de sa pratique du XIe au XVe siècle: textes en hommage à Lucie Fossier. Paris: Éd. du Centre national de la recherche scientifique, 1991. P. 77.]. Женщинам доступ в военный орден следовало бы закрыть. Обычно старались не допускать (по крайней мере ограничивать) всякие контакты с женщиной, этим излюбленным агентом беса. «Общество женщин, — написано в уставе Храма, — пагубно, и в прошлом дьявол через посредство женщин нередко сбивал иных с истинного пути в Рай. Пусть в дальнейшем дам более не принимают в дом Храма в качестве сестер». И добавляется: «И ради этого пусть никто из вас не посмеет целовать женщину: ни вдову, ни девственницу, ни мать, ни сестру» [У.Т.1, т. I, с. 212 и 225 (лат., ст. 53 и 69); с. 305-306 (фр., ст. 53-54).] . Тем не менее реальность была иной — все ордены, включая Храм, принимали «сестер» или «сосестер» (consoeurs): первые давали обет. Эрменгарда де Олуха и ее муж «отдались» ордену Храма в 1196 г. и жили в доме Барбера в Каталонии; овдовев, Эрменгарда дала обет и стала сестрой Храма [Tommasi, F. Uomini e donne negli ordini militari di Terrasanta // Doppelklöster und andere Formen der Symbiose männlicher und weiblicher Religiösen im Mittelalter. Hrsg. von Kaspar Elm und Michel Parisse. Berlin: Duncker und Humblot, 1992. S. 200.] . Статуты Гуго Ревеля за 1262 г. разрешают госпитальерским приорам Европы принимать в свои монастыри сестер при условии, что те достигли канонического возраста; ранее такое право имел только магистр [У.Г., с 59 (статуты Г. Ревеля, 1262, ст. 22).] . Точно так же тевтонцы принимали Halbschwester [сводных сестер {нем.)] (сестер или «сосестер»?), приносивших обет. В оправдание подобного присутствия женщин ссылаются на странноприимную миссию обоих орденов; довод необоснованный — те жили в монастырях традиционного типа, и это доказывает их автономию внутри военного ордена [Forey, A. J. Women and military order in the Holy land // M.O.C., IV. P. 77-79.] . Ведь если присутствуют женщины, поставленная проблема становится проблемой места их проживания. Статьи устава Храма, процитированные мной, положили конец некой практике, принятой в самом начале деятельности ордена, когда, похоже, женщин и мужчин еще строго не разделяли; отныне сестры и «сосестры» Храма должны были жить вне пределов дома Храма. Это положение переняли для своего устава и тевтонцы [У.Тевт., с. 52, ст. 31.] . Но как принимать в орден и при этом держать на дистанции? Сестрам было предложено два коллективных решения: либо смешанная структура двойных монастырей, где мужская обитель объединена с женской руководством единого аббата или аббатисы, либо традиционный женский монастырь. Орден Храма, из всех военных орденов наименее склонный допускать женское присутствие, тем не менее имел образец двойного заведения в самом чистом виде. Эрменгарда де Олуха в 1198 г. была назначена «командор-шей» (preceptrix) командорства Роурелль — двойного командорства, как показывает акт от 11 августа 1198 г., где описано, как Беренгер Дюран вступает в рыцарство Храма в присутствии «дамы Эрменгарды де Улуйя (Олуха), сестры рыцарства Храма и в то время командорши дома Роурелль, брата Раймунда де Сольсоны, брата Иоанна, брата Вильгельма Эскансе, Титборги и других братьев и сестер, которые присутствовали или должны были прийти» [Tommasi, F. Uomini e donne negli ordini militari di Terrasanta // Doppelklöster und andere Formen der Symbiose männlicher und weiblicher Religiosen im Mittelalter. Hrsg. von Kaspar Elm und Michel Parisse. Berlin: Duncker und Humblot, 1992. S. 200-201.] Два женских монастыря ордена Сантьяго первоначально были двойными обителями, которыми руководила одна comendadora: Санта-Эуфемия-де-Косуэлос и Сан-Матео-де-Авила [Echdniz Sans, Maria. Las mujeres de la Orden Militar de Santiago en la edad media. Valladolid: Consejería de Cultura y Turismo, 1992.] . Этот вариант остался исключением, и наиболее частым решением стал женский монастырь, где сестры вели духовную жизнь, более близкую к жизни традиционного бенедиктинского монашества, чем к жизни военно-монашеских орденов, в которые они вступили. У Калатравы было два женских монастыря (в том числе одна цистерцианская обитель, присоединившаяся к Калатраве в 1461 г., — Сан-Сальвадор-де-Пинилья). Орден Госпиталя насчитывал их в Европе добрую дюжину, в том числе монастырь Сихена, основанный в 1187 г. в Арагоне, Болье и Мартель в Перигоре и Фьё в Оверни. Одна родственница Гильома де Вилларе, магистра ордена в конце XIII в., была настоятельницей Фьё, тогда как его племянница Бенедикта жила в Сихене. Тевтонский орден включил в себя такие монастыри, как Штерцинг (Випитено) в провинции Боцен (Больцано) [Это краткое (и неполное) резюме сделано на основе упомянутых выше работ Эчанис Сане, Стернса, Томмази, Фори, к которым нужно добавить: Winter, Johanna Maria van. Sources concerning the hospitallers of St John in the Netherlands, 14th-18th centuries. Leiden; Boston; Köln: Brill, 1998 и García Larragueta, S. La orden de San Juan de Jerusalem en Navarra // Las órdenes militares en el Mediterráneo occidental (s. XII-XVÍII): coloquio celebrado los días 4, 5 y 6 de mayo de 1983. Madrid: Casa de Velazquez, Instituto de Estudios Manchegos, 1989.] . Особенность ордена Сантьяго состояла в том, что он принимал супружеские пары, дававшие обет супружеской верности. Уже в первой редакции его устав включал обеты для незамужних женщин или вдов: они жили общиной в «приспособленных местах», госпиталях или женских монастырях ордена. Что касается супруг, они вели с мужем и детьми нормальную семейную жизнь, прерывавшуюся в двух случаях: войны, когда их мужей мобилизовали, и периодов поста, на время которых им следовало уходить в монастырь ордена. В обоих вариантах жены удалялись вместе с сестрами-вдовами или незамужними в один из женских монастырей [У.С., с. 99-101 (ст. 12-14).] . Последних было семь: кроме упомянутых выше двух двойных, утративших свой мужской монастырь, надо отметить обитель Святого Духа в Саламанке, Дестриану (близ Асторги), Хункеру, Лериду (обе в Каталонии) и монастырь в Лиссабоне, все основанные до конца XIII в. [Echdniz Sans, María. Las mujeres de la Orden Militar de Santiago en la edad media. Valladolid: Consejería de Cultura y Turismo, 1992 P. 57-58.] Восьмой будет создан в Гранаде и посвящен Madre de Dios [Porras Arboledas, Pedro A. La orden de Santiago en el siglo XV: la provincia de Castilla. Madrid: Dykinson, 1997. P. 253, 261.] . Для сестер монастыря в Саламанке была написана адаптированная версия устава Сантьяго [Echdniz Sans, María. Las mujeres de la Orden Militar de Santiago en la edad media. Valladolid: Consejería de Cultura y Turismo, 1992 P. 223-224.] Госпитальеры, констатировав, что их статуты плохо подходят сестрам монастыря Сихена, вернулись для этого монастыря к уставу святого Августина [Paoli. T. 1. P. 312-313.]. Право вступать в брак было в XV в. даровано и членам других иберийских орденов: в 1438 г. — Калатраве, что позволило магистру Педро Хирону домогаться руки будущей королевы Изабеллы, в 1495 г. — ордену Христа [Pinto Costa, P.; Pestana de Vasconcelos, A. Christ, Santiago and Avis: an approach to the rules of the Portuguese military orders in the late middle ages // The Military orders, II. P. 257, n. 42.].



полная версия страницы